Динамика развития культурно-досуговых учреждений в 20-30 гг. ХХ века
Страница 2

Информация » Специфика сельской культурно-досуговой работы » Динамика развития культурно-досуговых учреждений в 20-30 гг. ХХ века

Новым в организации досугового общения в первые послереволюционные годы стал усиленный рост клубов, состав которых отличался большим разнообразием: рабочие, крестьянские, комсомольские, партийные, красноармейские, школьные, детские и т. д. В общем русле тотальной социализации стоявшие у власти люди увидели одно из важных средств "коммунистической организации свободного времени". Приобрел популярность лозунг о том, что общественному характеру производства должен соответствовать и общественный характер досуга. На этой основе родился самый настоящий клубный бум.

При клубах создавались библиотеки, читальни, партшколы. В феврале 1919 года газета "Правда" разъясняла, что через клуб партия должна воспитывать новое поколение трудящихся и формировать идею новой жизни.

Предусматривалась организация экскурсионной работы, развитие художественного творчества путем создания литературных драматических, музыкальных и других кружков художественной самодеятельности. В общественно-политическую и культурно-просветительную жизнь молодой Советской республики быстро входили клубы заводов, фабрик, создавшиеся профсоюзными комитетами. Они открывались в национализированных имениях, особняках царской знати, капиталистов и помещиков. В сентябре 1921 года ЦК РКП(б) утвердил положение о единой сети и типах клубов. В нем указывалось на необходимость повышения идейного содержания клубной работы, преодоления существующей тенденции к превращению клубов, народных домов в коммерческие учреждения чисто развлекательного характера. Партийным организациям следовало пресекать увлечение руководителей клубных учреждений принципами безубыточности, доходности клубной работы в ущерб ее идейности и содержательности [5, с. 304]. Именно на клубы партия возлагала одну из коренных задач культурно-просветительной работы - задачу политического просвещения трудящихся.

С 1922 года, в начале НЭПА, происходит перевод всей сферы культуры и просвещения на местное финансирование. Данный процесс повлек за собой резкий спад в развитии сети культурно-просветительных учреждений, сокращение работников. По данным Главполитпросвета, в 1922 году по сравнению с 1921 годом число изб-читален сократилось почти в 4 раза, библиотек в 2 раза, клубов и народных домов в 2 раза [5, с.312]. Только благодаря развитию широкой народной инициативы по укреплению материально-технической базы учреждений культуры удалось преодолеть трудности. Клубы превращались в действительные центры массовой пропаганды и развития творческих способностей трудящихся, они использовались как места отдыха и разумного развлечения.

Процесс повсеместного создания клубов, особое внимание содержанию их работы, поддержка партии - все это действительно положительно отразилось на культурно-просветительной деятельности страны. Но существовали и негативные стороны в работе культурно-просветительных учреждений. Уже с середины 20-х годов деятельность клубов стала вызывать серьезное недовольство со стороны некоторой общественности. Разгорелась бурная дискуссия по поводу, каким должен быть клуб и чем он призван заниматься. Уместно вспомнить в этой связи о горячих спорах, прокатившихся по страницам газет и журналов в 1924-1925 годах. Зачинателями его стали заводские рабочие, письмо которых было напечатано в газете "Правда". Это они первыми выступили против учреждавшейся агитационно-пропагандистской модели клуба, в рамках которой не оставалось места ни свободному общению, ни обыкновенному отдыху, ни так необходимому для человека развлечению. Вполне понятно, что переломить партийную линию в области клубного дела в ту суровую пору не удалось. Конец 20-х и начало 30-х годов стали временем прямого запрещения клубного членства, в результате которого клуб перестал отличаться от обычного учреждения - сюда можно было заглянуть на какое-то массовое мероприятие или заседание политического кружка - но не более того. Клубы на глазах перерождались в казенные агитационно-пропагандистские учреждения. Тотальная идеологизация и политическая ангажированность со временем буквально выдавили из клубной деятельности то, ради чего она, собственно, и возникла - свободное досуговое общение.

Очень плохо пришлось свободным молодежным объединениям. Конец 20-х и последующее десятилетие стали временем, когда эти объединения разгоняли ни за что. Так случилось, например, с филологическим кружком ленинградских студентов, членом которого был тогда будущий академик Д.С. Лихачев, Еще более трагичной оказалась судьба литературно-театральной группы "Объединение реального искусства" (ОБЭРИУ) - поэтов Д. Хармса, Н. Заболоцкого, А. Введенского и др. Культурно - просветительная деятельность в Советском Союзе, наряду с остальными видами деятельности во всех сферах и отраслях производства осуществлялась на основе долгосрочного планирования. Социально-культурное строительство подразумевало выполнение пятилетнего Госплана.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Удаленная работа в сети Интернет – как возможность трудоустройства в домашних условиях
Одним из основополагающих факторов жизни человека является работа, дающая ему средства к существованию. Стремительное развитие компьютеризации и повсеместное проникновение Интернета, которые сопровождали переход в XXI век, привнесли в наш ...

Элитное образование в России. Опыт элитного образования в Росси
Создание элитных образовательных институтов в России началось в XVII-XVIII веках. Первым высшим образовательным учебным заведением в России была Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 году по инициативе известного просветител ...

Примерная программа профилактики правонарушений несовершеннолетних
Цели программы Повышение эффективности работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Активизация работы Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Улучшение координации деятельности различных структур, осу ...