Динамика развития культурно-досуговых учреждений в 20-30 гг. ХХ векаСтраница 2
Новым в организации досугового общения в первые послереволюционные годы стал усиленный рост клубов, состав которых отличался большим разнообразием: рабочие, крестьянские, комсомольские, партийные, красноармейские, школьные, детские и т. д. В общем русле тотальной социализации стоявшие у власти люди увидели одно из важных средств "коммунистической организации свободного времени". Приобрел популярность лозунг о том, что общественному характеру производства должен соответствовать и общественный характер досуга. На этой основе родился самый настоящий клубный бум.
При клубах создавались библиотеки, читальни, партшколы. В феврале 1919 года газета "Правда" разъясняла, что через клуб партия должна воспитывать новое поколение трудящихся и формировать идею новой жизни.
Предусматривалась организация экскурсионной работы, развитие художественного творчества путем создания литературных драматических, музыкальных и других кружков художественной самодеятельности. В общественно-политическую и культурно-просветительную жизнь молодой Советской республики быстро входили клубы заводов, фабрик, создавшиеся профсоюзными комитетами. Они открывались в национализированных имениях, особняках царской знати, капиталистов и помещиков. В сентябре 1921 года ЦК РКП(б) утвердил положение о единой сети и типах клубов. В нем указывалось на необходимость повышения идейного содержания клубной работы, преодоления существующей тенденции к превращению клубов, народных домов в коммерческие учреждения чисто развлекательного характера. Партийным организациям следовало пресекать увлечение руководителей клубных учреждений принципами безубыточности, доходности клубной работы в ущерб ее идейности и содержательности [5, с. 304]. Именно на клубы партия возлагала одну из коренных задач культурно-просветительной работы - задачу политического просвещения трудящихся.
С 1922 года, в начале НЭПА, происходит перевод всей сферы культуры и просвещения на местное финансирование. Данный процесс повлек за собой резкий спад в развитии сети культурно-просветительных учреждений, сокращение работников. По данным Главполитпросвета, в 1922 году по сравнению с 1921 годом число изб-читален сократилось почти в 4 раза, библиотек в 2 раза, клубов и народных домов в 2 раза [5, с.312]. Только благодаря развитию широкой народной инициативы по укреплению материально-технической базы учреждений культуры удалось преодолеть трудности. Клубы превращались в действительные центры массовой пропаганды и развития творческих способностей трудящихся, они использовались как места отдыха и разумного развлечения.
Процесс повсеместного создания клубов, особое внимание содержанию их работы, поддержка партии - все это действительно положительно отразилось на культурно-просветительной деятельности страны. Но существовали и негативные стороны в работе культурно-просветительных учреждений. Уже с середины 20-х годов деятельность клубов стала вызывать серьезное недовольство со стороны некоторой общественности. Разгорелась бурная дискуссия по поводу, каким должен быть клуб и чем он призван заниматься. Уместно вспомнить в этой связи о горячих спорах, прокатившихся по страницам газет и журналов в 1924-1925 годах. Зачинателями его стали заводские рабочие, письмо которых было напечатано в газете "Правда". Это они первыми выступили против учреждавшейся агитационно-пропагандистской модели клуба, в рамках которой не оставалось места ни свободному общению, ни обыкновенному отдыху, ни так необходимому для человека развлечению. Вполне понятно, что переломить партийную линию в области клубного дела в ту суровую пору не удалось. Конец 20-х и начало 30-х годов стали временем прямого запрещения клубного членства, в результате которого клуб перестал отличаться от обычного учреждения - сюда можно было заглянуть на какое-то массовое мероприятие или заседание политического кружка - но не более того. Клубы на глазах перерождались в казенные агитационно-пропагандистские учреждения. Тотальная идеологизация и политическая ангажированность со временем буквально выдавили из клубной деятельности то, ради чего она, собственно, и возникла - свободное досуговое общение.
Очень плохо пришлось свободным молодежным объединениям. Конец 20-х и последующее десятилетие стали временем, когда эти объединения разгоняли ни за что. Так случилось, например, с филологическим кружком ленинградских студентов, членом которого был тогда будущий академик Д.С. Лихачев, Еще более трагичной оказалась судьба литературно-театральной группы "Объединение реального искусства" (ОБЭРИУ) - поэтов Д. Хармса, Н. Заболоцкого, А. Введенского и др. Культурно - просветительная деятельность в Советском Союзе, наряду с остальными видами деятельности во всех сферах и отраслях производства осуществлялась на основе долгосрочного планирования. Социально-культурное строительство подразумевало выполнение пятилетнего Госплана.
Статьи по теме:
Организация деятельности школьного инспектора в профилактике правонарушений
несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения. Преступность
несовершеннолетних как социальная проблема
Преступность несовершеннолетних означает совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний на определенной территории за определенный отрезок времени, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание [44; 273].
Согласн ...
Организация работы с малообеспеченными семьями в г. Тотьма
Работа с малообеспеченными семьями в основном осуществляется органами социальной защиты, а также образовательными учреждениями, где изучается контингент учащихся, выявляются дети из семей данной категории и им оказывается разного рода пом ...
Педагогические меры профилактики
Принципы ведения профилактической работы:
Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.
Цели такой работы - создание в молодежной среде сит ...