Динамика развития культурно-досуговых учреждений в 20-30 гг. ХХ века
Страница 1

Информация » Специфика сельской культурно-досуговой работы » Динамика развития культурно-досуговых учреждений в 20-30 гг. ХХ века

Рассмотрение данного вопроса хотелось начать с освещения особенностей исторического аспекта того времени. Это были первые годы Советской власти, когда ставились и решались задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Об этом свидетельствует Программа РКП(б), принятая в 1919 г. на VIII съезде партии, в которой был специальный раздел в области развития просвещения, науки и культуры [12, с.154]. Впервые вся культурно-досуговая деятельность стала носить государственный характер.

Были национализированы основные объекты культуры (театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусства, в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж - в Петрограде и т.д.). Введено бесплатное их посещение. Эти учреждения стали доступны для народа.

Культурная революция предполагала:

- построение единой системы культурно-досуговых учреждений;

- подготовка квалифицированных кадров в данной области;

- государственное финансирование;

- создание прочной материальной базы;

Исторический анализ просветительской и досуговой деятельности в 1920-1930 гг. дает возможность трезво оценить это важный период в развитии культурно-досуговой деятельности. Условно мы можем разделить его на два десятилетия. Первое десятилетие было отмечено значительной активностью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей. Государство и партия занимает главное место в системе руководства культурным строительством.

В 1920 г. Внешкольный отдел при Народном комиссариате просвещения РСФСР преобразовывается в Главный политико-просветительный комитет республики (Главполитпросвет). Он был создан на правах отдела ЦК партии. В структуре губернских, уездных партийных комитетов сначала имелись различные отделы, коллегии, комиссии для руководства вопросами культуры и идеологии. Так, например, Московский комитет РКП(б) во второй половине 1918 г. создал институт партийных организаторов, в обязанности которых входили вопросы агитационно-пропагандисткой и культурно-просветительной работы. К началу 1921 г. был создан агитационный отдел с шестью подотделами: агитационный, литературно-издательский, учета и использования агитационных сил, учета и обработки материалов, библиотечный и национальных меньшинств [12, с. 186].

В данный период росло значение профсоюзов в общей системе руководства сферой культуры, их вклад в организацию культурно-просветительной работы, укрепление материально-технической базы профсоюзных учреждений культуры. Но вся деятельность профсоюзов в сфере культуры была подчинена политпросветам. В послереволюционный период страна переживала тяжелые экономические трудности: гражданская война, голод, разруха, отсюда слабая материально-техническая база культуры. Не хватало бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов, около 75% населения России было безграмотным (в различных источниках называются разные показатели процента грамотности населения России). В национальных окраинах процент грамотности был еще ниже, 48 национальностей вообще не имели своей письменности [5, с.82].

Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. Многие представители интеллигенции депортированы. В 1922 г. более 100 крупнейших ученых были вывезены, в том числе такие известные ученые, как И.А. Бердяев, из России на пароходе. Из 45 членов Академии наук 7 человек в первый год после революции умерли от голода. За два месяца после революции были закрыты 120 газет, а за 1917-18 гг. - 337 различных органов печати [6, с.94]. Под видом уничтожения старых памятников разрушались монастыри, церкви и храмы, сносились памятники; культурные ценности, иконы вывозились за границу, разворовывались фонды библиотек. К 1920 г. было ликвидировано около 700 монастырей, разорено большое число дворянских усадеб, уничтожены ценные архитектурные сооружения.

Можно говорить и об интеллектуальном и психологическом ущербе, о разрушительной силе послереволюционного процесса. Происходила ломка традиций, отрицалась религия, идеи "массы" противопоставлялись идее "личности". Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и общественные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную самодеятельность. Российское телеграфное агентство выпустило огромное количество политических плакатов. Работал огромный агитационный аппарат, включая и политизированные в 20-е годы учреждения культуры (агитпоезда, агитпароходы). В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. С 1922 года была создана Всероссийская Комиссия помощи самообразованию при Главполитпросвете, которая через год приступила к выпуску популярного журнала "Помощь самообразованию". С 1923 года начала работать Центральная комиссия по самообразованию и стали открывать губернские и уездные самообразовательные бюро [12, с.193]. Ликвидация неграмотности становилась делом государственным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. При этом рабочий день обучающихся сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях Советской власти. Государством были отпущены средства на эту работу, напечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. С 1918 г. стали открываться пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных при учебных заведениях, фабриках, заводских клубах, избах-читальнях и библиотеках. Представляет интерес и исторический анализ проводимых в 20-30-х гг. культпоходов (детский, библиотечный и др.), положительные и отрицательные моменты в их организации, роли учреждений культуры в этой работе. Культпоход в деревню начался по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г [6, с.124]. Целью культпохода была ликвидация неграмотности и связанное с ней бескультурье в быту. В дальнейшем в задачи культпохода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов и т.д.). В результате культпоходов значительно повысился общий культурный уровень населения, было открыто большое количество учреждений культуры, чайных вместо пивных лавок, столовых и общежитий.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Теоретические основы статистического изучения населения. Задачи статистики населения и источники статистических данных о населении
Население представляет собой совокупность людей. Ее размер зависит от численности населения. Определив эту численность, мы получаем первое представление о стране. Дальнейшее изучение населения заключается в исследовании его структуры. Од ...

Стратегия государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России
Стратегия государственной социальной политики на современном этапе нацелена на создание долгосрочных мер помощи тем слоям населения, которые в силу обстоятельств не могут самостоятельно преодолеть объективные ограничения жизнедеятельности ...

Институты социализации
Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности ...