Динамика развития культурно-досуговых учреждений в 20-30 гг. ХХ века
Страница 1

Информация » Специфика сельской культурно-досуговой работы » Динамика развития культурно-досуговых учреждений в 20-30 гг. ХХ века

Рассмотрение данного вопроса хотелось начать с освещения особенностей исторического аспекта того времени. Это были первые годы Советской власти, когда ставились и решались задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Об этом свидетельствует Программа РКП(б), принятая в 1919 г. на VIII съезде партии, в которой был специальный раздел в области развития просвещения, науки и культуры [12, с.154]. Впервые вся культурно-досуговая деятельность стала носить государственный характер. www.psychogood.ru

Были национализированы основные объекты культуры (театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусства, в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж - в Петрограде и т.д.). Введено бесплатное их посещение. Эти учреждения стали доступны для народа.

Культурная революция предполагала:

- построение единой системы культурно-досуговых учреждений;

- подготовка квалифицированных кадров в данной области;

- государственное финансирование;

- создание прочной материальной базы;

Исторический анализ просветительской и досуговой деятельности в 1920-1930 гг. дает возможность трезво оценить это важный период в развитии культурно-досуговой деятельности. Условно мы можем разделить его на два десятилетия. Первое десятилетие было отмечено значительной активностью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей. Государство и партия занимает главное место в системе руководства культурным строительством.

В 1920 г. Внешкольный отдел при Народном комиссариате просвещения РСФСР преобразовывается в Главный политико-просветительный комитет республики (Главполитпросвет). Он был создан на правах отдела ЦК партии. В структуре губернских, уездных партийных комитетов сначала имелись различные отделы, коллегии, комиссии для руководства вопросами культуры и идеологии. Так, например, Московский комитет РКП(б) во второй половине 1918 г. создал институт партийных организаторов, в обязанности которых входили вопросы агитационно-пропагандисткой и культурно-просветительной работы. К началу 1921 г. был создан агитационный отдел с шестью подотделами: агитационный, литературно-издательский, учета и использования агитационных сил, учета и обработки материалов, библиотечный и национальных меньшинств [12, с. 186].

В данный период росло значение профсоюзов в общей системе руководства сферой культуры, их вклад в организацию культурно-просветительной работы, укрепление материально-технической базы профсоюзных учреждений культуры. Но вся деятельность профсоюзов в сфере культуры была подчинена политпросветам. В послереволюционный период страна переживала тяжелые экономические трудности: гражданская война, голод, разруха, отсюда слабая материально-техническая база культуры. Не хватало бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов, около 75% населения России было безграмотным (в различных источниках называются разные показатели процента грамотности населения России). В национальных окраинах процент грамотности был еще ниже, 48 национальностей вообще не имели своей письменности [5, с.82].

Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. Многие представители интеллигенции депортированы. В 1922 г. более 100 крупнейших ученых были вывезены, в том числе такие известные ученые, как И.А. Бердяев, из России на пароходе. Из 45 членов Академии наук 7 человек в первый год после революции умерли от голода. За два месяца после революции были закрыты 120 газет, а за 1917-18 гг. - 337 различных органов печати [6, с.94]. Под видом уничтожения старых памятников разрушались монастыри, церкви и храмы, сносились памятники; культурные ценности, иконы вывозились за границу, разворовывались фонды библиотек. К 1920 г. было ликвидировано около 700 монастырей, разорено большое число дворянских усадеб, уничтожены ценные архитектурные сооружения.

Можно говорить и об интеллектуальном и психологическом ущербе, о разрушительной силе послереволюционного процесса. Происходила ломка традиций, отрицалась религия, идеи "массы" противопоставлялись идее "личности". Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и общественные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную самодеятельность. Российское телеграфное агентство выпустило огромное количество политических плакатов. Работал огромный агитационный аппарат, включая и политизированные в 20-е годы учреждения культуры (агитпоезда, агитпароходы). В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. С 1922 года была создана Всероссийская Комиссия помощи самообразованию при Главполитпросвете, которая через год приступила к выпуску популярного журнала "Помощь самообразованию". С 1923 года начала работать Центральная комиссия по самообразованию и стали открывать губернские и уездные самообразовательные бюро [12, с.193]. Ликвидация неграмотности становилась делом государственным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. При этом рабочий день обучающихся сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях Советской власти. Государством были отпущены средства на эту работу, напечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. С 1918 г. стали открываться пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных при учебных заведениях, фабриках, заводских клубах, избах-читальнях и библиотеках. Представляет интерес и исторический анализ проводимых в 20-30-х гг. культпоходов (детский, библиотечный и др.), положительные и отрицательные моменты в их организации, роли учреждений культуры в этой работе. Культпоход в деревню начался по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г [6, с.124]. Целью культпохода была ликвидация неграмотности и связанное с ней бескультурье в быту. В дальнейшем в задачи культпохода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов и т.д.). В результате культпоходов значительно повысился общий культурный уровень населения, было открыто большое количество учреждений культуры, чайных вместо пивных лавок, столовых и общежитий.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Позитивизм как обоснование науки
Конт убирает понятие отрицательного, разрушительного, критического. Он противопоставляет духу отрицания, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория «позитивно ...

Понятие и сущность элитного образования. Понятие элитного образования
Термин "элитное образование" используется в литературе неоднозначно, порой в разных смыслах. Прежде всего, элитным называют образование высокого качества (в англоязычной литературе - high quality education). Под ним понимают так ...

Материализм!
Однажды, еще в бытность Рональда Рейгана президентом, в Семейной столовой Белого Дома собралась небольшая группа людей, чтобы обсудить далекое будущее Америки. Группа, образованная вице-президентом и тремя главными советниками Рейгана, в ...