Специфика сельской культурной среды
Страница 5

Информация » Специфика сельской культурно-досуговой работы » Специфика сельской культурной среды

Стремление к материальному благополучию, заработок занимают подчиненное место в структуре жизненных планов младшей возрастной группы молодежи. Среди сельской молодежи до 19 лет преобладают лица, не имеющие специальности, с незаконченным средним образованием. Поэтому многие юноши и девушки этого возраста стремятся получить высшее или среднее специальное образование, перейти на другую работу или приобрести другую профессию. В жизненных планах сельской молодежи этой возрастной группы немаловажное значение придается культурно-бытовым условиям жизни, т. е. ей свойственна более устойчивая ориентация на освоение духовных ценностей. Причем предпочтение отдается коллективным формам проведения свободного времени. Наличие культурно-бытовых предприятий и учреждений, уровень их работы оказывают не последнее влияние на выбор жизненного пути сельской молодежи этого возраста. www.pclever.ru

Таким образом, выбор жизненного пути — самая важная и доминирующая установка у выпускников сельских школ и молодежи до 19 лет, оставшейся в селе. Исследования убеждают, что их жизненные планы еще не всегда отчетливо очерчены и недостаточно реалистичны. Когда юноша или девушка уже два-три года проработали в сельской местности, их жизненные планы и целевые установки приобретают реальность.

Структура жизненных планов и ценностных ориентации молодежи в возрасте от 20 до 24 лет претерпевают некоторые изменения, хотя стремление приобрести специальность, перейти на более интересную работу сохраняется. Это относится к той части сельской работающей молодежи, которая занята простым, неквалифицированным трудом. У юношей и девушек; имеющих специальность и удовлетворенных содержанием труда, в жизненных планах появляется более или менее устойчивый интерес к повышению квалификации и к более полному овладению профессией и специальностью, а также заметно повышается ориентация на величину заработка, материальный достаток.

Структурные сдвиги у молодежи этой возрастной группы (в ее жизненных планах) проявляются, прежде всего, в том, что уменьшается количество желающих продолжить образование по сравнению с тем, как это наблюдалось в более младшей возрастной группе. Последнее объясняется прежде всего тем, что определенная часть молодежи приобрела специальность и овладела сельскохозяйственными профессиями, т. е. реализовала часть своих жизненных планов. В возрасте от 20 до 24 лет многие, обзаведясь семьями, принимают решение остаться работать в сельской местности. В их жизни известное место заняли заботы о материальном достатке семьи. Однако число стремящихся перейти на другую работу остается почти на том же уровне у мужчин и значительно возрастает у женщин. Многие девушки, не сумев осуществить свое стремление приобрести специальность, стараются перейти хотя бы на другую, лучше оплачиваемую работу. Заметно возрастает количество лиц, стремящихся полнее овладеть профессией. Одним из элементов жизненных планов становится стремление к нормальным взаимоотношениям в семье и забота о воспитании детей. Среди женщин этой группы уменьшается количество лиц, стремящихся к овладению профессией, ибо работа по наряду на разных неквалифицированных работах не требует от них больших навыков — достаточно и тех, которые они приобрели за небольшой срок работы и колхозе и на личном приусадебном участке.

Молодые сельские жители к 25 годам становятся социально зрелыми людьми, они накопили определенный жизненный опыт, а их жизненные планы и ценностные ориентации стали устойчивыми и четко очерченными. Через труд они стремятся найти удовлетворение своим материальным и духовным потребностям, которые приобретают важное и устойчивое значение.

В жизненных планах молодежи в возрасте от 25 до 30 лет сохраняется стремление к приобретению специальности на уровне предшествующей группы у мужчин, а у женщин оно сокращается до 96%. Доминирующими элементами жизненных планов молодежи этой возрастной группы становятся стремление к материальному благополучию (49,6% мужчин, 51,1% женщин), к дальнейшему овладению своей профессией (36,8% мужчин, 24,5% женщин), добросовестный труд в общественном производстве.

Особыми жизненными обстоятельствами формирования психологии сельской культурной среды являются родственные и соседские отношения, особенности группового и межличностного общения. Встречаются деревни, где почти половина жителей находится в родственных отношениях. Взаимоотношения между родственниками и соседями оказывают влияние на многие стороны коллективной психологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Школа административного управления Г. Саймона.
Первые труды лауреата Нобелевской премии, выдающегося американского ученого в области социальных, политических, экономических и математических наук, специалиста по проблемам организаций и управления Герберта Саймона (1916-2001) были посвя ...

Государственная поддержка учителей
Как показывает проведенное нами исследование профессия учителя для многих респондентов оказалась непрестижной и маловостребованной, хотя многие осознают важность роли педагога в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сейчас молоды ...

В поисках цивилизационной модели
Выше мы говорили о том, что происходящее сейчас с миром людей обусловлено действием фундаментальных вселенских законов. Но это слишком общее объяснение. В действительности можно указать одну-единственную причину, полностью объясняющую про ...