Межбюджетные отношения и развитие социальной сферы
Страница 2

Информация » Социальная политика в государственном и муниципальном управлении » Межбюджетные отношения и развитие социальной сферы

Принцип распределенной ответственности предполагает, что величина социальных обязательств каждого уровня должна соответствовать полномочиям по обеспечению бюджетных поступлений и специальных сборов. Возможные решения состоят в предоставлении соответствующему структурному уровню власти права самому определять собственные налоговые базы, ставки налогов и вводить местные налоги и специальные платежи.

В этом случае региональные и местные власти стоят перед необходимостью аргументации дополнительного налогового бремени и постоянного учета эффективности социальных программ. Возникает обязанность постоянно объяснять избирателям, что предоставляемые блага важнее, чем сокращение налогов, и имеющиеся финансовые ресурсы расходуются целевым образом. С другой стороны, в случае местных налогов и сборов более очевидной для населения становится связь между количеством и качеством социальных услуг и необходимыми затратами, что способствует развитию гражданской ответственности, открытости власти и демократии. Недостаток данного подхода заключается в нарушении конституционного принципа равных прав и обязанностей для всех граждан, которые подрывает избыточная местная фискальная система.

Другим решением является унификация на федеральном уровне всех налогов и сборов и введение единой нормы распределения доходов между центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением. Такой подход в значительной мере снимает с нижележащих уровней ответственность за невыполнение социальных обязательств, поскольку всегда есть возможность объяснить, что средств было предоставлено недостаточно. Возможность снятия с себя ответственности за некачественные и не в полной мере предоставленные населению социальные услуги возникает и при прямых трансфертах на эти цели в дотационные регионы.

При распределенных налогах и прямых дотациях также е решается проблема равных прав граждан. Экономически более развитые и ресурсные регионы и при равных нормативах распределения налоговых поступлений имеют разные объемы бюджетов и разные возможности для патернализма. Жители Москвы находятся в значительно лучшем положении, чем российские граждане, живущие в других регионах.

В условиях ассиметричной федерации, которой является Россия проведение эффективной социальной неминуемо должно следовать ряду принципов, а именно:

· распределение и законодательное оформление социальных функций по разным уровням государственного управления;

· передача максимального набора социальных функций государства на уровень местного самоуправления;

· распределение консолидированного социального бюджета между структурными уровнями власти в соответствии с распределенной ответственностью по реализации социальных функций и нормативами федеральных гарантий;

· законодательное установление государственных социальных стандартов среднего уровня;

· закрепление за федеральными органами государственной власти ответственности за установление федеральных социальных нормативов и их достижение;

· создание необходимых экономических и административных предпосылок к выравниванию социальных и экономических условий всех регионов.

Необходимо исходить из того, что модель ассиметричной федерации продуцирует не различие коренных прав человека и гражданина на территории тех или иных субъектов Российской Федерации, а лишь различные экономико-правовые механизмы их обеспечения.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме: