Межбюджетные отношения и развитие социальной сферы
Страница 1

Информация » Социальная политика в государственном и муниципальном управлении » Межбюджетные отношения и развитие социальной сферы

Существующая в России в настоящее время система федеративных отношений не реализует принцип общедоступности социальных благ, деформирует правовую основу социальной деятельности государства (не обеспечивает реальные социальные права). Принятая законодательная база, не учитывающая региональные особенности, не обеспечивает реализацию провозглашенных норм; содержит различные основания социальной защиты, предполагающие перекрестное финансирование и рассогласование прав и ответственности; допускает несовпадение федеральных и региональных норм. Социальные бюджеты не покрывают взятые на себя государством обязательства. Система социальной защиты не обеспечивает требуемый уровень. Предпринимаемые государством меры не достаточны для поднятия благосостояния граждан и, наконец, совершенно не эффективны меры по созданию условий для повышения роли муниципальных образований.

Среди задач межбюджетных отношений в социальной сфере в качестве основных, можно выделить:

· обеспечение и гарантии конституционных прав граждан в области труда, занятости, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

· улучшение демографической ситуации, снижение детской смертности и смертности граждан в трудоспособном возрасте;

· финансовое обеспечение минимальных социальных стандартов;

· формирование системы доходов, обеспечивающей каждому уровню возможность необходимых расходов;

· обеспечение справедливого распределения доходов и уменьшение их географической дифференциации.

В качестве основы бюджетного федерализма может рассматриваться положение, согласно которому каждый уровень власти должен располагать полномочиями из собственных источников, необходимых для финансирования расходов по возложенным на него социальным обязательствам. В соответствии с этим постулатом финансирование социальной сферы в социальном государстве должно представлять собой распределение ответственности по реализации социальных функций между уровнями власти, принятие и законодательное закрепление государственных социальных стандартов, определение потребностей каждого государственного субъекта социальной политики в финансировании для обеспечения социальных стандартов, относящихся к его компетенции, и предоставление каждому субъекту доступа к необходимым ресурсам и системе доходов.

Следует выделить три основных причины, по которым это не реализуется в Российской Федерации. В условиях переходной экономики проявляется объективная тенденция к централизации власти и концентрации ресурсов наряду со стремлением делегировать ответственность за состояние социальной сферы на нижние уровни власти. На стремление сократить социальные расходы всех уровне не повлиял даже профицит федерального бюджета Российской Федерации последних пяти лет.

Можно согласиться с мнением ряда авторов (Е.Н. Жильцов, Г.А. Ахинов), что в основе распределения социальной ответственности между структурными уровнями власти лежит отнесение социальных услуг к “чистому общественному благу” и “социально-значимым (смешанным) благам”. К “чистому общественному благу” относятся единые федеральные социальные нормы и социальные факторы макроэкономики, связанные с социальной природой самого рынка (обеспечение занятости, возмещение ущерба и т.п.). Обеспечение общественного блага является ответственностью федерального уровня.

Социально значимые блага являются прерогативой региональной власти или органов самоуправления, так как децентрализация обязательств по предоставлению услуг населению позволяет властям максимально полно выявить потребности населения в этих видах социальных услуг и организовать работы по удовлетворению данных социальных потребностей.

В связи с проблемой распределения между уровнями власти социальной ответственности необходимо отметить, что принципы государственного бюджетирования также требуют коррекции.

Страницы: 1 2


Статьи по теме: