Научные подходы к социализации и социальной адаптации детей с ОПФР. Основные понятии социализации и социальной адаптации детей с ОПФР в социологии, психологии и педагогике
Страница 5

Информация » Факторы социализации и социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе » Научные подходы к социализации и социальной адаптации детей с ОПФР. Основные понятии социализации и социальной адаптации детей с ОПФР в социологии, психологии и педагогике

предполагает постоянный учет и использование в процессе познания и

практической деятельности закономерных связей, присущих системам. Ни один психический процесс, ни одна сторона психики, ни одно психическое образование не развивается самостоятельно, изолированно друг от друга, они развиваются в системной связи друг с другом. На это указывали Н. А. Бернштейн, Б. Г. Ананьев, С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и многие другие.

Наиболее значительные результаты в коррекционно-развивающей работе с

детьми, обучающимися в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, достигаются при комплексном подходе

. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: врачей, педагогов, психологов, инструкторов ЛФК, социальных работников. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической коррекции. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Комплексный характер коррекционно-развивающей работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Потребностный подход.

При определении содержания образования детей в условиях центра принимается во внимание значимость их социальной адаптации, особые потребности, обусловленные ограниченными возможностями. Это требует от педагогов создания надлежащих условий, которые варьируются, изменяются применительно к потребностям детей. При работе с детьми, обучающимися в центре, учитывается их потребность в усилении и стимулировании различных раздражителей. В связи с этим создаются условия для полисенсорной основы познания, т. е. обучение строится с опорой на все анализаторы, с обязательным включением кинестетического. Создаются условия для разнообразного восприятия демонстрируемых объектов, что содействует формированию объективного образа предмета. Учитывается повышенная чувствительность некоторых детей к раздражителям. Такие дети нуждаются в особой пространственно-временной среде (например, отгороженная специальная кабинка, выделенное рабочее место). Учитывается и то, что большинство детей, обучающихся в центре, плохо понимают вербальные средства общения, так как сами мало ими пользуются. Поэтому педагог в процессе обучения использует как вербальные, так и невербальные средства общения и создает условия для поддерживающей коммуникации [13]. Приведенные примеры свидетельствуют об особых потребностях детей, обучающихся в условиях центра. Взрослые выявляют и учитывают эти потребности, вместе с тем обучение подчиняется задачам формирования жизненно необходимых функций. Учебные цели определяются, с одной стороны, в соответствии с состоянием психофизического развития и общими тенденциями развития ученика, с другой — с настоящими и будущими его потребностями в социализации и возможностями жизни в обществе.

Прагматический подход

(педагогика прагматизма, по Джону Дьюи). Педагог оценивает изучаемый материал с позиции практического применения, жизненной востребованности формируемых умений и навыков. Еще Г. М. Дульнев в 1960 году писал, что « .обучение этих детей грамоте и счету занимает определенное место в общей системе учебно-воспитательной работы с ними, однако эти виды занятий не могут стать ведущими, так как, научившись читать и писать, глубоко отсталые не могут самостоятельно использовать эти умения в своей практической деятельности . Совершенно очевидно, что центральным звеном в общей системе занятий с глубоко отсталыми детьми будут являться занятия, подготавливающие детей к труду». Поэтому первое место в учебном плане для детей, обучающихся в центре, занимает предметная область «Основы жизнедеятельности», содержание которой направлено на подготовку детей к выполнению несложных операций по самообслуживанию, по умению контактировать с окружающими, правильно вести себя в окружающем пространстве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Разработка молодёжных проблем в отечественной социологии
Первый этап формирования отечественной социологии молодежи охватывает 20-30-ые годы XX века. В эти годы к изучению молодежи обратились педагоги, социологи, психологи. Было опубликовано до 300 трудов о молодом поколении, проведены многочис ...

Школа административного управления Г. Саймона.
Первые труды лауреата Нобелевской премии, выдающегося американского ученого в области социальных, политических, экономических и математических наук, специалиста по проблемам организаций и управления Герберта Саймона (1916-2001) были посвя ...

Изменение численности постоянного населения Дальневосточного федерального округа за 1991-2002 годы, тыс. человек
  1991 2002 Изменение численности Абсолютное в % Дальний Восток, всего 8043,9 7038 -1005,9 12,5 Республика Саха-Якутия 1108,6 982,4 -126,2 -11,4 Приморский край 2299,6 2 ...