Виды, формы негативного поведения подростков, формирующиеся под влиянием
отрицательных условийСтраница 1
При нарушениях процесса социализации, обусловленных неблагоприятными факторами. Среды, из-за невозможности удовлетворения потребностей ребенка, у детей и подростков могут возникать самые различные формы отклоняющегося поведения.
Когда мы говорим «отклоняющееся поведение», мы имеем в виду такое поведение, которое выходит за рамки принятых социальных норм или представляющее опасность для самого человека или других людей. Отклоняющееся поведение, причиняющее вред самому человеку и обществу, называется деструктивным. Крайним проявлением отклоняющегося (девиантного) поведения является деликвентное поведение, которое нарушает правовые нормы и имеет общественно опасный характер. Отклоняющимся поведением также можно считать и те формы поведения, «которые внешне не находятся в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами, но вместе с тем нарушают целостность личности, задерживают ее развитие или делают его крайне односторонним, серьезно осложняют межличностные отношения» [24].
Проявления отклоняющегося поведения бывают как ситуативными (случайными), так и постоянными (закономерными). В этой работе мы говорим только о закономерных, постоянных проявлениях отклонений в поведении подростка. Проявления отклоняющегося поведения, вызванные конкретной жизненной ситуацией, не дают нам оснований считать человека, как имеющего отклоняющееся поведение. Каждому в жизни случается совершить поступок, который является отклонением от нормы, но к этому вынуждают сложившиеся обстоятельства и в других ситуациях этого больше не происходит. Подросток, который действительно имеет отклонения в поведении, совершает проступки даже в тех ситуациях, которые его к этому объективно не провоцируют. В таких случаях можно утверждать, что для индивида отклоняющееся поведение является ценностью.
Для такого подростка отклоняющееся поведение является способом удовлетворения его потребности, либо способом снятия дискомфорта испытываемого из-за невозможности удовлетворения потребности.
Изначально ребенок или подросток с отклоняющимся поведением имеет психологическую готовность к такому поведению. «Этот феномен представляет собой сочетание определенных личностных особенностей, препятствующих нормальной социальной адаптации подростка» [56]. Эта психологическая готовность начинает сказываться в ситуациях затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей человека. В этих случаях неудовлетворенные потребности оказываются фрустированными. Подросток имеет перед собой два пути выхода из фрустрации:
ü конструктивный путь;
ü деструктивный путь.
Когда подростку не удается решить проблемы конструктивным путем, ему приходится идти по второму, деструктивному пути. Это означает, что у него есть три возможности:
ü возникновение психопатических реакций;
ü невроз;
ü отклоняющееся поведение.
Рассмотрим формы и виды отклоняющегося поведения, формирующиеся при нарушенном процессе социализации. Отклонения в поведении имеют два уровня:
§ Криминогенный уровень;
§ До криминогенный уровень.
На до криминогенном уровне находятся те формы отклоняющегося поведения, которые не нарушают нормы права и не являются общественно опасными. Под влиянием различных негативных факторов воспитательного процесса, у детей могут сформироваться отклонения в поведении как до криминогенного, так и криминогенного уровней.
К формам отклоняющегося поведения, которые могут быть обусловлены окружающим влиянием, можно отнести следующие:
1) аддитивное поведение - выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности;
2) анти социальное поведение-совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей (крайнее проявление - деликвентное поведение);
Статьи по теме:
Анализ динамики основных демографических
показателей
При статистическом обследовании населения исчисляются: численность населения на момент проведения переписи, среднегодовая численность населения и другие показатели.
В общем виде численность населения на начало каждого года рассчитывается ...
Деятельность школьного инспектора по профилактике правонарушений несовершеннолетних
в условиях образовательного учреждения
Инспектор по делам несовершеннолетних, закрепленный за образовательным учреждением, является штатным сотрудником ПДН милиции общественной безопасности по району, городу, иному муниципальному образованию. Штатная единица школьного инспекто ...
Население как объект статистического наблюдения
Население как предмет изучения в статистике представляет собой совокупность людей, которые проживают на территории мира, континента, страны или ее части, отдельного региона, населенного пункта и непрерывно возобновляются за счет рождаемос ...