Заключение

Выводы, которые могут быть сделаны, исходя из нашего краткого обзора религиозной доктрины Огюста Конта, заключаются в следующем. Социально-политическое учение основателя позитивизма основано на последовательном отрицании плюрализма и либерализма, что в отношении к религиозной сфере выражается в резкой критике принципа свободы совести. Согласно Конту, должна быть только одна религия, поскольку сущностью последней является тотальное единство, что исключает возможность различных форм вероучения и поклонения. Реально существующее религиозное многообразие воспринимается философом как следствие неизбежной анархии эпохи «несовершеннолетия человечества».

В качестве объекта позитивной религии выступает сам «социальный организм», реорганизованный и усовершенствованный с помощью науки. Основную часть вероучения данной религии наряду с математическими и естественнонаучными «догмами» составляют социологические законы.

Обрядово-ритульную сторону «религии Человечества» представляют культы мертвых, «великих личностей» и женщин. Первый из них ориентирует рядового индивида на полное посвящение и подчинение своей реальной жизни выполнению социального долга, обеспечивающему последующее «возвышенное» существование в памяти потомков. Второй служит для сакрализации автократии выдающихся представителей научного сообщества. Что касается элементов «матриархии» в позитивной религии, то они, вероятно, призваны «смягчить» общий тоталитарный характер социальной утопии (или антиутопии) Конта за счет инициирования любовной экзальтации и энтузиазма масс.

Политический режим или «уклад», который устанавливается на основе позитивного культа, предусматривает для отдельного, «абстрактного» индивида лишь роль функции социального целого, что на практике означает полное уничтожение личных прав и свобод наряду с бесконечным расширением списка общественных обязанностей. Кроме того, он неизбежно ведет к тому, что у Маркузе названо «герметизацией политического универсума» [6, с. 26], т.е. к искоренению альтернативных возможностей развития системы и, как следствие, к рождению одномерного общества и одномерного человека.

Как видно, проблемы, которые решались в социологии О. Конта, весьма актуальны в настоящее время. Не утратили своего значения и методы решения им этих проблем с точки зрения его представлений об обществе как о целостном социальном организме, о закономерном и прогрессивном развитии общества, о роли в этом развитии общественного разделения труда, политической деятельности людей, науки и духовной культуры.

Весьма актуальны сегодня взгляды Конта на факторы гармонии в обществе и его стабильность, а также на роль политиков в согласовании интересов различных социальных групп и личностей. Эти и многие другие положения социологии Конта помогают глубже осмысливать современные проблемы развития нашего общества. Все это делает учение О. Конта важным достоянием современной социологии. Именно в силу актуальности проблем, поставленных в социологии Конта, и научной продуктивности их решения его учение было усвоено и продолжено многочисленными последователями.

Самыми авторитетными на данный момент исследованиями наследия Конта, позитивизма и сциентизма в момент их зарождения являются ставшие классикой труды «Контрреволюция науки» Фридриха Августа фон Хайека [2] и «Этапы развития социологической мысли» Раймона Арона [3]. Среди относительно недавних работ, посвященных данной теме, можно отметить следующие: «Западная философия от истоков до наших дней» Д. Реале и Д. Антисери [4], «Огюст Конт и возникновение позитивистской философии»

Е.В. Осиповой [5] и др.


Статьи по теме:

Возникновение и деятельность на территории Беларуси детских социальных приютов в досоветский период. Становление и развитие системы попечения над детьми (XVII – н. XX в.в.)
Особое место в истории воспитания детей-сирот занимает Московский и Петербургский воспитательные дома, созданные во второй половине 18 века. Организация быта и воспитания детей в этих учреждениях определялись одними и теми же правилами, р ...

Факторы производства
В то время как в прошлом труд, земля, сырье и капитал были основными факторами производства в экономике Второй Волны, знания в широком смысле, то есть данные, информация, образы, символы, культура, идеология и ценности, теперь являются це ...

Мормоны
Официальное название этой секты — «Церковь Иисуса Христа святых последних дней». Основателя ее зовут Джозеф (Иосиф) Смит. Он родился в 1805 г. в местечке Шарон, штат Вермонт, в США. В 1816 г. его семья переехала в городок Пальмира (штат Н ...