Факторы риска
Страница 1

Объективные факторы:

Социальное неблагополучие:

Дети из социально-неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворенность жилищных условий, родители которых имеют малопрестижный род занятий или являются безработными, имеют больше шансов злоупотреблять наркотиками.

Общественная необустроенность:

Районы с вокзалами, общежитиями и т.п., характеризуемые высоким уровнем преступности, часто меняющимися жильцами.

Доступность алкоголя и наркотиков.

Субъективные факторы:

Семейная предрасположенность.

Дети, рожденные в семьях наркоманов и алкоголиков.

Неумелость, патологические формы воспитания:

В семьях, где родители не устанавливают чётких норм поведения, используют виды искажённого воспитания, типаж гипоопеки, когда дети предоставлены самим себе. Жёсткий стиль воспитания.

Антисоциальное поведение и гиперактивность:

Этот фактор риска главным образом связан с мальчиками от 5 до 7 лет.

Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем возрасте, существует большая вероятность того, что в юности будут проблемы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.

Употребление алкоголя и наркотиков родителями.

Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками.

Положительное отношение к алкоголю и наркотикам:

Когда дети считают, что от алкоголя нет вреда, когда выпивка ассоциируется у них с "хорошо проведённым временем", существует большая вероятность того, что они будут выпивать и дальше и использовать наркотики.

Исследования показали, что сочетание факторов риска имеет геометрически прогрессирующий эффект. Например, когда имеют место два фактора риска существует приблизительно в 4 раза большая опасность возникновения неблагополучного поведения.

Мотивы употребления наркотиков:

любопытство;

завоевание популярности;

облегчение контактов;

стремление к подражанию;

конфликты;

безделье;

страх перед жизненными трудностями.

Каковы бы ни были мотивы употребления наркотиков, общество и социальная среда приобретают особое значение в процессе приобщения к наркотикам и формирование психологических особенностей подросткового возраста.

Подростковый возраст труден прежде всего для самого ребенка, когда происходит сложный процесс становления характера. Подросток чрезвычайно возбудим, склонен к переменам настроения, его отношения с окружающими напряжены и эмоциональны. Он неровен со сверстниками, конфликтен с родителями, противится всему, что хоть в какой-то мере ущемляет его интересы.

Подростковый период подобен ветрянке, которой надо переболеть, и подавляющее большинство подростков благополучно проходят через "рифы" и "отмели" трудного возраста. Но кое-кто оказывается выбитым из колеи. Особенно сильно здесь сказывается влияние среды и ближайшего окружения, в это время человек особенно восприимчив к происходящему вокруг - как к хорошему, так и к дурному. Ничто не может оправдать самоустранение родителей от воспитания детей.

Детская безнадзорность независимо от того, какими обстоятельствами она вызвана, служит главным источником девиантного поведения несовершеннолетних, нередко приводит их в среду наркоманов, где они, испытав наркотический "кайф", в короткий срок, буквально на глазах, превращаются в зависимого от наркотиков больного человека. И болезнь эта - наркомания. А ведь родители - ещё до того, как разовьётся болезнь - могут заподозрить ребёнка в том, что он начал принимать наркотики.

Вот признаки свидетельствующие об этом:

1. Изменения в поведении подростка:

внезапная смена компании, друзей, которые отличаются некоммуникабельностью, резки и непочтительны со старшими, носят одежду с длинными рукавами независимо от погоды, нередко внешне неряшливы, зрачки глаз широкие или узкие, волосы сухие, поведение пьяного - при отсутствии запаха алкоголя;

часто исчезает из дома, поздно возвращается, становится замкнутым, избегает встреч с родителями после возвращения;

беспричинные перепады настроения с проявлением депрессии, может появиться немотивированная агрессивность; спокойствие - при скандале, раздражительность - при спокойной обстановке;

изменение суточного ритма: наибольшая активность ночью, днём спит;

безразличие к своему внешнему виду;

внезапный интерес к домашней аптечке, литературе по фармакологии;

прогулы в школе, снижение успеваемости;

увеличение финансовых запросов;

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Особенности моделирования социальных процессов
Моделирование социальных процессов преследует множество различных целей и задач. Моделирование позволяет определить оптимальные размеры, а также предсказать поведение системы (например, системы социальной защиты многодетных семей в услови ...

Маргинальность и социальная мобильность
Несмотря на то, что проблематика маргинальности пришла в социологию именно в связи с исследованием миграции и проблем, возникающих у человека в новой среде,объединения концепций маргинальности и мобильности не произошло. Можно говорить то ...

Позитивизм как обоснование науки
Конт убирает понятие отрицательного, разрушительного, критического. Он противопоставляет духу отрицания, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория «позитивно ...