О. Конт - от позитивизма к религии
Введение
Для развивающегося постиндустриального общества характерен позитивизм (в качестве основы господствующих форм идеологии) и технократизм (в качестве методологии преобладающих форм политической практики). Скрытый «иррационализм технологической рациональности» не становится при этом менее деструктивным по своим последствиям для автономии и свободной самореализации индивида. Скорее наоборот, совершенствование технического аппарата господства позволяет установить поистине тотальный контроль над личностью и обществом.
На мой взгляд, религиозные организации, важную роль в это время играют, наряду с другими социальными институтами и относимые как к «традиционным», так и к «нетрадиционным». Религия не только не перестает быть образом и смыслом жизни для ее приверженцев и становится неотъемлемой частью политики, поэтому тема религии сейчас особенно актуальна.
Бытует мнение, что некоторые из новообразовавшихся религиозных культов гораздо лучше (полнее) отвечают реалиям и перспективам воплощенного технократизма, чем, скажем, традиционные христианские конфессии. Речь идет о т.н. позитивистских или сциентистских культах, не только придающих налет наукообразия своим доктринам, но и интенсивно использующим «научный менеджмент», «психотехники», «социальную инженерию» и т.п. Они (в частности, Церковь Саентологии) всерьез могли бы претендовать на роль «религии космического века», «веры третьего тысячелетия».
Впервые в истории западноевропейской мысли проекты такого рода религий обнаруживаются в трудах представителей сенсимонистской школы. Их изучение, на мой взгляд, совершенно необходимо для понимания идеологии и практики сциентистских культов нашего времени. Наиболее обстоятельно и подробно соответствующие идеи изложены в фундаментальной работе родоначальника позитивизма О. Конта «Система позитивной политики или Трактат по социологии, устанавливающий религию Человечества» [1], которая и является объектом анализа в настоящей статье. Данное произведение может быть использовано для исчерпывающей реконструкции идеологии и «чистой логики» религиозного сциентизма, элементы которых обнаруживаются и в структуре современных «позитивных религий».
- Общие положения учения О. Конта
- Объект социологии
- Идейные истоки учения Конта
- Позитивизм как обоснование науки
- От позитивизма к религии
- Заключение
Статьи по теме:
Органы социальной защиты в Российской Федерации
Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными ур ...
Телевидение
По сравнению с прессой, которой в будущем грозит полное исчезновение за пределами Сети, дела с телевидением обстоят несколько лучше. Зарубежные телекомпании все активнее начинают вторгаться в Интернет. В то же время, начинает усовершенств ...
Межличностная идентификация (онтогенез и бытие).
В онтогенезе личности овладение идентификацией как способностью приписывать свои особенности, склонности и чувства другим (экстрариоризационная идентификация), как способностью приписывать себе особенности, склонности и чувства других, а ...