О. Конт - от позитивизма к религии

Информация » О. Конт - от позитивизма к религии

Введение

Для развивающегося постиндустриального общества характерен позитивизм (в качестве основы господствующих форм идеологии) и технократизм (в качестве методологии преобладающих форм политической практики). Скрытый «иррационализм технологической рациональности» не становится при этом менее деструктивным по своим последствиям для автономии и свободной самореализации индивида. Скорее наоборот, совершенствование технического аппарата господства позволяет установить поистине тотальный контроль над личностью и обществом.

www.briefeducation.ru

На мой взгляд, религиозные организации, важную роль в это время играют, наряду с другими социальными институтами и относимые как к «традиционным», так и к «нетрадиционным». Религия не только не перестает быть образом и смыслом жизни для ее приверженцев и становится неотъемлемой частью политики, поэтому тема религии сейчас особенно актуальна.

Бытует мнение, что некоторые из новообразовавшихся религиозных культов гораздо лучше (полнее) отвечают реалиям и перспективам воплощенного технократизма, чем, скажем, традиционные христианские конфессии. Речь идет о т.н. позитивистских или сциентистских культах, не только придающих налет наукообразия своим доктринам, но и интенсивно использующим «научный менеджмент», «психотехники», «социальную инженерию» и т.п. Они (в частности, Церковь Саентологии) всерьез могли бы претендовать на роль «религии космического века», «веры третьего тысячелетия».

Впервые в истории западноевропейской мысли проекты такого рода религий обнаруживаются в трудах представителей сенсимонистской школы. Их изучение, на мой взгляд, совершенно необходимо для понимания идеологии и практики сциентистских культов нашего времени. Наиболее обстоятельно и подробно соответствующие идеи изложены в фундаментальной работе родоначальника позитивизма О. Конта «Система позитивной политики или Трактат по социологии, устанавливающий религию Человечества» [1], которая и является объектом анализа в настоящей статье. Данное произведение может быть использовано для исчерпывающей реконструкции идеологии и «чистой логики» религиозного сциентизма, элементы которых обнаруживаются и в структуре современных «позитивных религий».


Статьи по теме:

Структура и научный фундамент феминологии и гендерологии. Структура феминологии и ее место в системе наук
Объект науки рассматривается как целостная система, существующая самостоятельно; это часть действительности, обладающая самостоятельностью и способностью развиваться. В феминологии объектом исследования является женщина со всеми ее связям ...

Основные показатели неблагополучия семей
Рассматривая показатели неблагополучия семьи, нужно назвать также болезнь или инвалидность одного из родителей. В таких семьях, как правило, внешние конфликты не наблюдаются, но постепенно происходит фактическая утрата влияния родителей н ...

Теоретические основы социальной защиты населения. Сущность и принципы социальной защиты
Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством ...