От позитивизма к религии
Страница 3

Подводя итог своим рассуждениям об основах позитивного культа, Конт заключает, что изложенное им универсальное учение может быть в равной степени охарактеризовано как религия любви, религия порядка или религия прогресса, в зависимости от того, оценивают ли его нравственную способность, его интеллектуальную природу или его деятельное предназначение. Все это резюмируется в «священной формуле» позитивизма: «Любовь как принцип, Порядок как основа и Прогресс как цель» [1, p. 65].

Характеризуя религию Конта, Р. Арон пишет: «Она не учит, между прочим, любви к какому-нибудь одному обществу, что было бы пламенным фанатизмом, или любви к общественному строю будущего, которого никто не знает и во имя которого начинают истреблять скептиков. То, что Конт хочет заставить нас полюбить, – это ни сегодняшнее французское общество, ни завтрашнее русское общество, ни послезавтрашнее американское общество, а то совершенство, какого оказались способны достичь отдельные люди и до какого должны подняться все» [3, с. 129]. С Ароном, однако, трудно согласиться, так как провозглашаемая Контом настоятельная необходимость для всех без исключения возвыситься до призрачного «совершенства» отдельных представителей рода человеческого, быть заставленными его полюбить, способна не в меньшей степени, чем национализм или приверженность утопиям пробудить фанатизм и нетерпимость к инакомыслию. По мнению Ф. Хайека, для Конта определенно «был совершенно чужд один действительно человечный культ – культ терпимости (которую он позволял себе лишь в несущественных или сомнительных случаях)»

Страницы: 1 2 3 


Статьи по теме:

Прогнозирование методом экстраполяции
Прогнозирование методом экстраполяции позволяет осуществить прогноз на ближайшее время. Проанализируем тенденцию развития среднего размера пенсий в Чувашии. Годы Размер пенсии, руб. t, пенсия за год t2 yt yt=a0+a1t ...

Социальная адаптация подростков. Социальная адаптация подростка в условиях школьного социума. Механизмы социализации подростка в педагогическом процессе школы
Школа является одним из основных институтов социализации ребенка, который начинает осуществлять свое влияние на протяжении многих школьных лет жизни ребенка. Школа доминирует в воспитании ребенка в процессе его социализации. Ее влияние по ...

Реабилитационный досуг для детей группы риска. Досуг как институт социализации и адаптации детей и подростков.
Досуговая деятельность стала объектом систематического анализа ученых сравнительно недавно, в начале 20 века, хотя еще философы Древней Греции и Древнего Китая изучали роль досуга и отдыха в жизни человека. Если греки считали, что досуг – ...