Безнадзорность в России и как с ней бороться?Страница 1
В истории детства, пожалуй, не было более мощного переломного периода, чем десятилетие, в котором мы активно присутствуем. Периода, крайне безответственного для совести и ума, потому, что до жути беспощадно взвивается кривая детского неблагополучия. Потребность осмыслить положение наших детей диктуется жесточайшими условиями существующего бытия. Нет ничего более необходимого, как проанализировать те роковые изъяны, вроде волчьих лежбищ, которые по забывчивости умудренных тетей и дядей не помечаются даже в бумагах, а если и помечаются, то так и остаются навеки застывшими.
Взрослая холодность породила запредельную детскую горячность. Словно предчувствуя беду, ребята бунтуют и неадекватно реагируют - буквально на все, что встречается на их пути: покидают семьи, школы, интернаты, ударяются в бега. Возникли наистрашнейшие явления, казенно именуемые беспризорностью и безнадзорностью, от которых уже сейчас раскалываются головы - от участкового уполномоченного милиции до президента страны.
На этой чрезвычайно острой реальности и хотелось бы заострить внимание. 21 февраля 2003 года Совет Федерации Федерального Собрания совместно с Московским социальным университетом в очередной раз созвали высокую конференцию, чтобы беспристрастно вскрыть истоки беспризорности и безнадзорности и предложить адекватные средства по их нейтрализации.
Собранные данные свидетельствуют о глубоком кризисе в детском сообществе, несущем реальную угрозу безопасности общества. Дети, по сути, оказались его самым слабым звеном. Разумеется, не по собственному хотению. Беспризорными и безнадзорными становятся не в силу причуд слишком нервного солнца, а совсем по другим, более суровым причинам. Каким? Многим, но в первую очередь из-за краха социального бытия. Из некогда насиженных гнезд птенцы выпали на невозделанную почву и без подкормки захирели, на ней. Кормильцы, сломя голову, бросились перекраивать бытие, резать собственность, напрочь забыв о существовании молодняка и среде его обитания. На родники, питающие детский организм, уложили кубометры первоклассного бетона. В итоге: погас семейный очаг, рассыпалась система стройного образования воспитания, здравоохранения, спорта и досуга. На самой раскаленной наковальне оказалась семья!
На нее свалили все возможное и невозможное. Теперь она сама, и никто более, должна кормить, одевать, обувать, воспитывать, учить, лечить и готовить к жизни своих детей. А на что? Заработки низкие, цены и тарифы не поддаются осмыслению. В России 42 миллиона семей, из которых треть однодетные. В девяти миллионах семей - по два ребенка; 4% приходится на долю многодетных семей. Самая сложная социальная ситуация в неполных и многодетных семьях. В неполных семьях воспитывается каждый третий ребенок. Половина бедных семей - это полные семьи работников бюджетной сферы. Безденежные родители не в состоянии обеспечить минимальные потребности собственных детей, которые не желают мириться с аномальным порядком вещей.
Переведем взоры на другую картину. Ежегодно 40 тысяч родителей лишаются родительских прав. Без отца и матери беспроблемных детей не бывает. Каждый год 350 тысяч детей появляются на свет вне брака; 20 тысяч малюток рождаются вне брака у матерей, не достигших совершеннолетия.
Ежегодно, таким образом, свыше 700 тысяч детей попадает в зону рискованного существования.
Вот где лежит главный фактор беспризорности и безнадзорности. Главный, правда, но далеко не единственный.
Статьи по теме:
Современное состояние семьи в РФ. Кризис или
эволюция
За последние десять лет и в научной социологической литературе, и в массовой популярной печати термин "кризис семьи" буквально прорвался в употребление и образует своеобразный стереотип восприятия современных семейных проблем. П ...
Особенности государственной власти
Государственная власть - разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками. Вместе с тем государственная власть имеет свои особенности. Эта власть:
во-первых, реализуется через государство и его органы. При этом тольк ...
Теоретическая социология США XX века
Начало формирования американской социологии относится к концу XIX – началу XX вв. Ее первыми представителями являются создатели психологического эволюционизма (одной из ветвей психологического направления в социологии) Л. Уорд (1841 – 191 ...