Огюст Конт как основоположник позитивной социологии
Страница 1

Информация » Сущность происхождения и развития социологии » Огюст Конт как основоположник позитивной социологии

К основным идеям позитивной философии Огюста Конта следует отнести следующие:

· Закон интеллектуальной эволюции человечества, закон трёх фаз

· Иерархический подход и классификация научных отраслей

· Социальная статика и социальная динамика («Порядок и прогресс»)

· Опора на здравый смысл

· Принципы взаимоотношения теории и практики, а так же науки и искусства

· Формирование новой социальной морали посредством социальной философии

· Направленность на непосредственное, но при этом мирное, воздействие на общество

Теперь рассмотрим эти принципы подробнее.

Закон интеллектуальной эволюции человечества, закон трёх фаз.Согласно Огюсту Конту интеллектуальное развитие человечества состоит из трёх фаз (стадий) – теологической (фиктивной), метафизической (абстрактной) и положительной (реальной). На первой фазе для объяснения наблюдаемых явлений используются представления о потусторонних и сверхъестественных силах. Эти представления в ходе своего развития изменяются от примитивного фетишизма, к развитому механизму политеизма и находят свой упадок в монотеизме. На метафизической стадии происходит отказ от поисков божественных факторов, однако основной упор делается на разработку аппарата умозрительных (абстрактных, метафизических) категорий, что приводит к тому, что вопросы о сущности вещей получают приоритет перед конкретными и жизненными задачами. В качестве положительной стороны метафизической стадии по сравнению с теологической Конт видит отказ от поиска божественных причин и разработку более подходящего для позитивной науки методического аппарата.

Последней же стадией развития является позитивная стадия. На этой стадии всякое знание оказывается тесно связанным с опытом. Но этот подход отличается от простого эмпиризма, который критикуется Контом как простое, бессистемное и бессмысленное накопление фактов. Согласно Конту сбор и накопление фактов должен осуществляться в соответствии с системой, которая, однако, в отличие от метафизики, призвана, не проникать в сущность вещей, а описывать закономерности процессов. Правильность полученной закономерности проверяется при помощи способности этой системы к прогнозированию.

Такой подход к научной методологии привёл Конта к иерархии научных отраслей

строящейся по следующему принципу. В основании этой иерархии лежит математика, как наука в которой излагаются основные методы чёткого мышления, затем идёт астрономия, как наука показывающая, как позитивный метод может быть применён на практике. Посредством сбора фактов о движении небесных объектов производится построение теорий об их движении и с помощью этой теории удаётся совершать предсказания их движения. Астрономия является идеальной наукой для иллюстрирования позитивного метода, именно поэтому Конт считал необходимым всеобщее изучение астрономии. Следующей наукой в иерархии является физика, а за ней идёт химия, показывающая применимость естественно научных методов к живым организмам. После химии идёт физиология (биология) – наука, описывающая процессы в живых организмах, а венчает эту пирамиду – социология (или социальная физика), призванная не только познать законы развития общества, но выработать новую мораль, сообразующуюся со здравым смыслом.

Из этой схемы видно, что Конт рассматривал социологию, как социальную физику, однако его физикализм не получил дальнейшего распространения в социологии, прежде всего, потому что физика, которая была современна Конту могла достаточно точно описать только простые природные явления, а общество и социальная статика и социальная динамика

явления многофакторные. Но, тем не менее, само выделение в обществе статической и динамической составляющих является очень важным достижением в социологии. Это деление отражает девиз избранный Контом для позитивизма – «Порядок и прогресс»

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Выводы
Состояние культурной среды современного российского мегаполиса сегодня крайне противоречиво. С одной стороны, несомненны проявления культурного кризиса, в особенности свойственного молодежи. Можно объективно констатировать деформацию проц ...

Телегония и рассизм
Рассмотрим образование сословий (рас) в России. В период родовой демократии, в период разложения родового строя роль и значение народного собрания начинает падать. Старейшины уже начинают решать самостоятельно ряд вопросов, бывших ранее в ...

Характерные черты социальных институтов.
Под социальным институтом принято понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию взаимоотношения людей. Раскрывая это понятие, мы фиксируем основные черты, присущие социальным институтам. Во-первых, им ...