Классификация социальных технологийСтраница 3
Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:
– степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);
– масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);
– сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);
– степень зрелости социальных объектов;
– инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;
– область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;
– уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);
– цель, реализуемая в результате применения данной технологии.
Вопрос о классификации социальных технологий является сложным и дискуссионным. Как к разработке, так и типизации социальных технологий существуют различные подходы. Они диктуются не только различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, но и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.
Например, В.В. Богдан и В.Н. Иванов предлагают следующую классификацию социальных технологий:
– технологии поиска стратегии управления;
– технологии социального моделирования и прогнозирования;
– информационные технологии;
– внедренческие технологии;
– обучающие инновационные технологии;
– технологии прошлого опыта.
Академик МАИ В.И. Банерушев, принимая в качестве основания для классификации уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:
– глобальные технологий;
– демографические;
– экономические;
– военные;
– технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.
Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:
– социально-экономические;
– социально-политические;
– социальные;
– духовные.
Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.
Статьи по теме:
Общественное мнение и процессы управления
Таким образом, под общественным мнением
мы понимаем особое состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение возникает как продукт осоз ...
Стадии развития личности в процессе социализации
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации скла ...
Политика в формировании доходов.
Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие «доход» представляет собой показатель результатов экономической деятельности. По другому «доход» – это часть произведенного продукта ...