Учение – социокультурная деятельность
Страница 1

Информация » Образование и общество » Учение – социокультурная деятельность

Учение означает основное внутреннее содержание образования.

Пока учение не будет рассматриваться как непосредственная

предметная область социологии образования, пока данная наука не сможет проникнуть в суть процесса учения (выразить его как основную форму жизнедеятельности субъектов в сфере образования), до тех пор суждения социологов, их инструментальный аппарат будут оставаться поверхностными и непродуктивными. Конечно, изучение процесса учения — нечто новое для отечественной социологии образования. Средства социологического исследования — опросы, анкетирование, пилотаж, мониторинг и т.д. — универсальны и применимы в принципе к любому социальному явлению, попадающему в поле научного или практического внимания. Но учение как процесс обладает некоторой спецификой, вынуждающей отнестись к нему с осторожностью в данном случае.

Взять хотя бы индивидуальный характер этого процесса, о чем много говорилось в последнее время. Словом, стоит задуматься прежде чем идти дальше.

Требуется обратить внимание на культурные ценности, по поводу освоения которых «складывается процесс учения как вид социокультурной деятельности», и рассмотреть социологию образования как подотрасль социологии культуры. Соответственно принципы, условия и теоретические выводы последней становятся для социологии образования обязательными. Вместе с тем социология образования становится частью социологии воспитания. Таким образом, социология образования в качестве отраслевой социологии получает привязку еще к двум отраслевым социологиям.

Но все же как быть с процессом учения? На первый взгляд, изучение законов, принципов, механизмов и технологий учения более приличествует педагогике и психологии, а, может быть, философии. Эти области знания не закрыты для социолога, желающего серьезно отнестись к своему исследованию. Такая задача должна прослеживаться при рассмотрении структуры социологии образования с точки зрения анализа учения. Однако, заглянув в соответствующий раздел, обнаруживаешь, что структура социологии образования трактуется столь широко, что фактически растворяется бесследно. Предлагаются рассуждения по поводу научной формы закона, комплексности, системности применения методов, разнообразия культурно-исторических подходов и т.п.

Для обозначения этого процесса используется ряд терминов: учение, обучение, научение, образование и др. Чем же учение отличается от образования, что в нем такого, что делает его относительно самостоятельным? Концепции учения тяготеют к трем направлениям. Среди них усвоение: 1) знаний, 2) опыта, 3) культуры. Последовательный же социокультурный подход к анализу учения предполагает в качестве ведущей категории «ценность», которую он определяет как основную категорию и социологии культуры, и социологии образования. «Категориальный подход» давно используется как сильный аргумент в «темных» вопросах. Помогает ли он в случае с феноменом учения? Нужен ли он, чтобы представить этот феномен как усвоение субъектом ценностей культуры или как выработку механизмов их культурного овладения? Складывается впечатление, что нужен он для более простых вещей. К примеру, заключить, что воспитание — общее, учение — частное. Однако это смягчает абстрактность предыдущих рассуждений: Учение выражает основное содержание образования. В свою очередь образование можно рассматривать как определенную систему учебных форм деятельности. Оно интегрирует различные виды учебной деятельности в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социокультурные потребности общества».

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Природа социальных процессов
Классическое определение социального процесса дал Питирим Сорокин: "Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого объе ...

Анализ результатов исследования «Проблема трудоустройства моряков во время кризиса»
На первом этапе нашего исследования мы провели контент-анализ анкет моряков, с целью получить данные об их социально-демографических характеристиках. Таких как: возраст, семейное положение, место проживание и пр. Классификатор и регистрац ...

Основные направления борьбы с насилием
Форм и видов деятельности, направленных на уничтожение насилия, достаточно много. Для того, чтобы были результаты, необходимо: - добиваться недопущения насилия в отношении женщин в соответствии с Декларацией об искоренении насилия, приня ...