Особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации. Субъективная сторона социально незащищенных групп
Страница 1

Информация » Система социальной защиты населения » Особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации. Субъективная сторона социально незащищенных групп

В этом параграфе рассмотрим социальную работу со следующими социальными группами: семьёй, с дезадаптированными детьми и подростками, пожилыми людьми.

Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. – используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, направленные на выживание семьи, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и её членов.[7]

Патронаж – это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить её адаптационные возможности.

В настоящее время различают два вида социального патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально - педагогический , социально – психологический и др.

Второе направление основывается на характеристики объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту, половой принадлежности, по медицинским показаниям, по социальному статусу, по семейным проблемам и т.д.

Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к существующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации – нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, резкое ухудшение нервно – психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, утрата социальных связей с семьей и школой, склонность к суициду.

Можно выделить ряд следующих социально – экономических, политических и духовно – нравственных факторов, влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных подростков:

- чрезмерная коммерциализация общества; распад целого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство, социально – экономических условий функционирования семьи;

- сложное экономическое нравственное положение, в котором оказалось большинство семей;

- потеря престижа образования и честного заработка.

Постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, то есть ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице.[8]

Однако социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

Сложившаяся система социально – профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней сложившейся ситуации. Поэтому актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

Одна из тенденций, наблюдаемых в последнее время в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Главные причины постарения населения – снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Ранняя беременность
Раннее начало сексуальной жизни коррелированно у подростков с плохой учебой, конфликтами с родителями, вовлечением в преступные группы, кражами, угоном автомашин, вандализмом, насилием, курением, пьянством, употреблением наркотиков. Подр ...

Школа административного управления Г. Саймона.
Первые труды лауреата Нобелевской премии, выдающегося американского ученого в области социальных, политических, экономических и математических наук, специалиста по проблемам организаций и управления Герберта Саймона (1916-2001) были посвя ...

История элитного образования
История элитного образования включает развитие элитных образовательных систем и институтов, а также элитопедагогики. Она особенно интересна с точки зрения впитывания современными образовательными институтами традиций, накопленных многовек ...