Генезис студенческой молодежи как социальной группы
Страница 2

Информация » Изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества » Генезис студенческой молодежи как социальной группы

На первой ступени своего исторического генезиса студенчества по своим социальным и культурным функциям имело стихийный характер. Это заключалось в полной социально — статусной неопределенности студенческого контингента в университетском образовании.[14] Оно в среднем происходило из мало — или среднеобеспеченных слоев общества (не только из дворянства). Отчетливо сословный (а во второй половине XIX в. сословно — имущественный) характер имели лишь отдельные вузы. Некоторые являлись закрытыми (военные, дипломатические, ряд лицеев), доступ в них ограничивался определенными сословными требованиями, другие предоставляли свои аудитории выходцам из более широких слоев населения. Для дворян более привычной и почетной оставалась военная карьера. Преподавательская деятельность, служба "лекаря" считалась уделом разночинцев. В университетах же готовили преподавателей, врачей, юристов, инженеров, священников, ученых, литераторов, наиболее образованных чиновников.[15] Таким образом, студенчество изначально формируется как демократическая группа общества.

Однако затем, на втором этапе, студенчество выступает в форме определенной социальной группы, обладающей характеристиками замкнутости и оторванности от самого общества, — "к моменту воцарения Елизаветы Петровны образованные люди в России составляли "тонкий" слой. Отделенный от народной массы привилегиями, нравами, понятиями, убеждениями, не освящаемый притоками новых сил снизу, он замирал в своих искусственных призрачных интересах и никому ненужных суетах"[16]. В XVIII в. в русском обществе появляется новый тип интеллигента, получившего образование за границей, подчеркивалась интеллектуальная ценность и социальная чужеродность образованного молодого человека в России. Университетское образование и потребность в реформаторской деятельности у молодых героев в классической русской литературе противопоставляются здравому смыслу, жизненному опыту старших поколений, порядку, нормативной культуре реального общества.[17]

Такое студенчество формируется как привилегированная и аристократическая элита молодежи, обладающая признаками касты, оно похоже по своей структуре на рыцарский орден или религиозную секту. Оно готовится к тому, чтобы пополнить ряды тех, кто материально обеспечивает ее нынешнее образование, кто платит за ее обучение. Институтами, готовящими в студенчестве свое идеологическое обеспечение, выступает власть церковного клира и светская власть политической элиты.

И, наконец, наступает период демократизации студенчества, получающего образование в целях обслуживания интеллектуальных и управленческих интересов уже всего общества в целом. Диверсификация образования связана с капиталистической диверсификацией общества в целом, которая связана с выведением идеологии общественной жизни из-под духовной власти церкви и политической власти государства и учреждением этой идеологии на "естественных" законах рыночной экономики и принципах научно — технической революции.

Исследователи студенчества дореволюционной России отмечают разнородность студенческой массы, два самых крупных страта (слоя) университетской молодежи: "белоподкладочников", ориентированных на государственную службу, карьеру и материальное благополучие, и "лохматых", для которых ценностью оказывалось само образование, а его следствием — нигилизм и стремление к революционным переменам. Менталитет студентов определяется временем образования, т.е. временностью его существования как студента вообще и временностью и конечностью конкретного сегмента образовательного процесса для него лично. В организации университетского образования в России всегда существовали и противопоставлялись два подхода: 1) обучение в университете должно базироваться на свободе и интересе студентов; 2) обучение должно быть принудительным и регламентированным, иначе молодежь учиться не будет. Кстати, и в XIX веке российские профессора признавали, что наш студент по сравнению со студентами Европы и Америки — человек крайне несвободный, исполнитель чужой воли и внешних предписаний. Потребительско-пассивный характер менталитета студентов проявляется в том, что любое мероприятие общественной и культурной жизни университета для них организовывается администрацией или преподавателями.[18]

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Истоки социологического знания: от античности до эпохи просвещения
Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Опост Конт (1798—1857). В главных своих сочинениях — «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики» — он ...

Сексуальная культура как проявление общественной жизни: теоретические подходы и современные тенденции
Сексуальная культура есть часть общей культуры, способ утверждения в социокультурном окружении посредством полового поведения, направленного на продолжение рода, удовлетворение биосоциальных потребностей, гедонистических, нравственных, эс ...

Методика исследования «Проблема трудоустройства моряков во время кризиса»
В связи уменьшением количества рабочих мест на предприятиях, находящихся на территории Российской Федерации и увеличением количества желающих стать моряками, с момента начала экономического кризиса, нами было проведено исследование «Пробл ...