Генезис студенческой молодежи как социальной группы
Страница 3

Информация » Изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества » Генезис студенческой молодежи как социальной группы

В царской России образование было элитным, оно часто охватывало как школу, так и институт, таким образом, ребенка воспитывали в одной традиции в рамках одной доминирующей идеи (например, кадетские корпуса). Университеты развивали в человеке культуру, интеллигентность, человек, получивший высшее образование в таких условиях навсегда остается верным той идее, на которой он был воспитан. При этом элитное образование в дореволюционной России не было закрытым - если человек был талантливым, имел способности и желание учиться, то он мог поступись в университет. Декреты правительства большевиков уничтожили систему элитного образования, сделав школу обязательной, а высшее образование доступным всем (как на практике оказалось больше рабочим и крестьянам, чем выходцам из старых родовитых семей). Такая система решала проблему безграмотности, но затрудняла подготовку интеллектуальной элиты. В последствии система элитного образования, нацеленная на подготовку научных кадров, в СССР была восстановлена. Непосредственно задача подготовки политической элиты возлагалась на систему партийных учебных заведений. www.trafficpoint.ru

С развитием научного познания и способов технического освоения природы происходит специализация университетских дисциплин с дальнейшим расчленением университета на специальные высшие учебные заведения, т.о. умаляется аристократический дух университета. Профессиональное разделение университетского цикла расширило социальную интеграцию студенчества, поскольку открыло ему доступ во все сферы социальной жизни и, тем самым, прорвало кастовую замкнутость университетской богемы, поместив студенчество на левый фланг политической жизни общества[19]

С появлением в русской культурной жизни разночинцев студенчество сделалось главным носителем революционных идей.[20] В 60-70 гг. XIX в. учащаяся молодежь составляла главный общественный слой, на который опиралось революционное движение. Тогда студенчество было авангардом и в революционной борьбе и в развитии русской общественной мысли. Но это было в тот период, когда революционное движение было еще очень слабо. А по мере того, как в России развивалась классовая борьба, куда втягивались силы широких общественных классов, роль застрельщиков революции - учащейся молодежи - все более отступала назад. Борющиеся классы вырабатывали своих идеологов, своих вождей, которые мало-помалу вытесняли с этих ролей студенчество. На долю последнего все более стала выпадать служебная, вспомогательная роль в движении. Решительным моментом была революция 1905-1906 годов, во время которой ярко выявилось стремление пролетариата и крестьянства всерьез, до конца вести революционную борьбу за свои классовые интересы, за захват всей помещичьей земли, за социализм. А эти требования совсем не отвечали интересам студенчества. И студенчество, наряду с другими слоями интеллигенции, уходит из лагеря революции. Но и в буржуазном лагере студенчеству, как политической силе, делать нечего. Их аппарат состоит из квалифицированных интеллигентов, которых в рядах буржуазных партий не мало. Недоучившийся студент, как общее правило, здесь не нужен. Студенчество может играть здесь только подсобную роль статистов, "толпы". И студенчество уходит из области политики; оно замыкается в область "академизма". Когда вспыхнула революция 1917 года, когда студенчеству нельзя было оставаться в роли бесстрастного к политике академизма, когда оно должно было проявить свое политическое лицо, оно в подавляющей массе стало в лагерь буржуазных партий. Во время октябрьской революции студенчество ушло в лагерь ее противников, до меньшевиков и эсеров включительно. Но и в этом лагере студенчество не образовало особой характерной группы: оно смешалось с прочими родственными элементами в группе белогвардейских добровольцев. А та часть студенчества, которая, хотя и сочувствовала белогвардейцам, но все-таки по тем или иным причинам осталась в России, не играла никакой самостоятельной роли. Вместе с прочей обывательской интеллигенцией это студенчество высказывало недовольство Советской властью, по мере возможности саботировало работу, а больше всего думало о пайках, о том, как бы сохранить свое существование. Эта пассивная роль, это тесное общение с обывательской интеллигенцией не прошло даром для студенчества. У него исчезли и порывы, и глубокий интерес к науке, и увлечение ей. Это - серые обыватели, которые уныло тянут лямку, чтобы стать потом интеллигентами-ремесленниками.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Международное и российское право о свободе совести, свободе личности и свободе вероисповедания
Международное право многим обязано религии. Последняя играла роль главного нормативного комплекса в международных отношениях задолго до появления международного права. Содержание и опыт реализации этого комплекса не могли не быть учтены п ...

Социальные опасности и их характеристики
Социальные опасности – это действия одних классов, групп, слоев, личностей, направленные (преднамеренно или бессознательно) на уничтожение других. А также лишение их жизненно важных условий и объектов, причинение ущерба, ведущего к физич ...

Статус социального работника в пенитенциарной системе
Руководствуясь международными стандартами, пенитенциарная система должна служить общепринятой цели – перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в в ...