Рынок труда и занятость
Страница 1

В недалеком, так называемом «советском» прошлом, экономику отличала предельно высокая занятость населения, в том числе молодежи. Жесткое регулирование трудовых отношений в условиях плановой экономики оборачивалось тем, что молодой человек принимал решение о будущей профессии на раннем этапе жизни и мог планировать ее на отдаленную перспективу, не опасаясь безработицы и конкуренции. Он вынужден был исходить из того, что всеобъемлющему централизованному планированию было подвержено распределение кадров по отраслям материального производства и духовной сферы и в определенной мере ограниченными были возможности специалиста на перемену места работы и переучивание. Одновременно, поскольку оплата труда подвергалась жесткому централизованному регулированию, молодой работник мог рассчитывать только на материальную компенсацию труда на сугубо уравнительных принципах, частично дополненную различными районными, отраслевыми и прочими коэффициентами и надбавками, а также разнообразными льготами и гарантиями, с помощью которых предприятия старались удерживать своих работников.

Рыночные реформы, начавшиеся на рубеже 90-х годов и отменившие большую часть административных ограничений в сфере занятости, лишили государство статуса работодателя-монополиста и установили в качестве правового каркаса трудовых отношений регулирующий механизм на основе конкуренции. Вместо принципа гарантированной занятости была признана неизбежность такого экономического явления, как безработица. Трудовая деятельность утратила обязательный характер. Теперь молодой человек лично отвечает за обеспечение себя работой, он превращается в «товар», спрос на который решается в конкретной ситуации на рынке труда в зависимости от конъюнктуры и качества «товара» (навыков, умений, вложенных средств и энергии в обучение и подготовку).

Реформирование экономики и переход к рынку сопровождался увеличением не только численности безработных, но и экономически неактивного населения. Так, в России коэффициент участия взрослого населения в занятости снизился с 70,3 % в 1992 г. до 63,8 % в 1999 г., что связано со спадом производства, с сократившимися возможностями трудоустройства для пенсионеров, а также возросшими сложностями сочетать трудовую деятельность с воспитанием детей для женщин (из-за закрытия детских дошкольных учреждений и их высокой оплаты) и т. п. Под влиянием структурных преобразований производства (активного освобождения предприятий традиционного сектора от избыточного персонала, отказа от выпуска продукции, не пользующейся спросом и т. п.), кризиса его государственного сектора (интенсивным поглощением высвобождающейся и вновь приходящей рабочей силы новым частным сектором) происходит как общее снижение занятости населения, так и перераспределение его, в том числе и в первую очередь молодежи, между секторами экономики [9, с.62].

Как известно, для развитых рыночных экономик характерно сегментирование рынка труда, то есть существует ядро (первичный рынок труда) с рабочими местами, для которых характерны стабильный уровень вознаграждения, надежность занятости, карьерные возможности и т. д., и периферия (вторичный рынок труда), где работники чаще обречены на нестабильную, малоквалифицированную и низкооплачиваемую работу. Большая часть молодежи, особенно молодых возрастов, как раз и начинает свою работу с этого вторичного рынка труда. Более того, из-за распространенности в молодые годы совмещения учебы и труда (от 18 до 37 % бывших выпускников средних школ, ССУЗов, ПУ совмещают работу с учебой) молодежь часто оказывается именно на периферии рынка труда.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Сущность социальных институтов
Понятие институт (от лат. institutum — установление, учреждение) употребляется в трех смыслах: 1. Название научно-исследовательских учреждений, а также многих специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалиф ...

Качества речи и способы их достижения
Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. К основным качествам речи профессор Б.Н.Головин относил «правильность, точность, чистоту, ясность, логичность, ...

Патохарактерологический тип поведения
Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) ...