Рынок труда и занятость
Страница 2

Определенное представление на этот счет можно составить, опираясь на данные недавно проведенного сектором социологии образования и молодежи ИС РАН исследования вторичной занятости студентов вузов. По результатам этого исследования, работают 39,1 % опрошенных, хотя эта доля существенно варьирует в зависимости от профиля вуза и специальности, которой обучаются там студенты. Причем среди неработающих 81,1 %, что составляет 49,4 % от общего числа студентов 4-х курсов, хотели бы работать, если бы им удалось найти работу.

Большинство студентов работают в одном месте (79,1 %), однако есть и такие, кто работает на двух (16,4 %) или трех (4,5 %) местах. Средняя длительность рабочей недели у студентов, имеющих вторичную занятость, составляет 25 часов, то есть 5 часов отводится на рабочий день.

Сферы деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны, они представляют как интеллектуальный квалифицированный труд, так и труд неквалифицированный, ручной, физический, никакого отношения к высшему образованию не имеющий. Весь этот многообразный спектр видов деятельности можно с некоторыми допущениями объединить в две укрупненные группы [10, с.91].

1. Деятельность преимущественно интеллектуального содержания, предполагающая определенную квалификацию и, вероятно, более близкая к будущей профессиональной деятельности студента, даже если она не совпадает в точности с профилем вузовской специализации: финансы, аудит, производство, программирование, связь, журналистика, маркетинг, здравоохранение, образование, наука, репетиторство, социологические опросы.

2. Неквалифицированная деятельность в сфере обслуживания: торговля, посредничество, общественное питание, досуг, ремонт, секретарская и курьерская работа, охрана, автосервис, работа гувернантками, погрузка-разгрузка.

Услугами студентов пользуется в основном негосударственный сектор: 29 % работающих заняты на частных предприятиях и 24,9 % — у частных лиц. На государственных предприятиях трудятся 24,3 %, на акционерных, арендных предприятиях — 12,7 % всех работающих студентов. Имеют собственное дело (3,1 %) и заняты индивидуально-трудовой деятельностью 7,3 % работающих. Данные опросов показывают, что из числа работающих студентов лишь 28,8 % имеют юридически оформленные отношения с работодателем (трудовую книжку), у большинства же работающих студентов (66,2 %) трудовые отношения с работодателем не оформлены. По-видимому, сфера частного предпринимательства наиболее мобильна, гибка и в ней сегодня менее регламентированы условия найма; здесь и концентрируется работа, не оформляемая юридически, именно сюда приходят в своей массе студенты.

Безработица как неизбежный элемент ситуации выбора конкретного места работы уже достаточно укоренился в молодежном сознании, в частности тех поколений, социализация которых пришлась на годы развертывания рынка труда. Юноши и девушки накануне выпуска из высших учебных заведений очень четко осознают проблему молодежной безработицы и поэтому угроза безработицы их весьма тревожит.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Демографическая ситуация в России на рубеже XX-XXI веков.
В последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убы ...

Стили педагогического руководства в процессе социализации подростков
Одной из составляющих функциональной стороны социализации является стиль педагогического руководства, воспитания школьников. Особое внимание мы решили уделить этому внимание в виду того, что уже давно известно о влиянии некоторых стилей и ...

Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России. Понятие социально-педагогической поддержки
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, ...