Проблемы социальной адаптации в теории и практике социальной работы
Страница 3

Информация » Молодёжь и общество - проблемы социальной адаптации в современном мире » Проблемы социальной адаптации в теории и практике социальной работы

Таким образом, сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности тесно взаимосвязан со всеми видами преобразований индивида, характеризующих его социальную сущность, и реализуется в социальной деятельности, общении, самосознании. В этой триаде происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процесс социальной адаптации как активной личности.

Социальная деятельность – основной и специфический механизм в организации адаптации человека. Необходимо учитывать такие его составляющие стороны, как общение, игра, учение, труд. Они позволяют осуществлять полноценную включенность, активное приспособление индивида к социальной среде. Сам же механизм адаптации в социальной деятельности имеет свои специфические этапы и может быть представлен в виде схемы. Эта схема примерно такова: нужда индивида – потребности – мотивы принятия решения – реализация и подведение итогов – ее оценка. Задача социального работника заключается в том, чтобы в случае неудачи найти недостаточно эффективную сторону в этом механизме и внести необходимые коррективы.

Социальное общение – ведущий механизм социальной адаптации человека, функции которого заключаются в том, чтобы направлять и расширять круг усвоения социальных ценностей при активном взаимодействии с другими индивидами, социальными группами. Социальное общение является не только видом деятельности отдельного человека, но и определенным взаимодействием социального работника со своими клиентами, которое необходимо расширять в системе социальной практики.

Социальное самосознание личности – важнейший фактор механизма социальной адаптации личности, при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Здесь функции социального работника являются во многом психолого-педагогическими, целью которых является формирование у человека норм социального поведения, установок, черт характера и их комплексов, которые в целом приводят к адаптивности. Как отмечает И.А. Савотина, механизмы социальной адаптации личности представляются как целостный процесс деятельности, общения, самосознания в социальной практике индивидов. Это одновременно и многогранный процесс активного развития личности, которое осуществляется в объективно-субъективной форме и в основе его лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также приспособленность личности изменять и качественно преобразовывать собственное «Я» на основе познанных биологических, физиологических и психологических механизмов развития.

Человек является субъектом социальным, т.е. принадлежит к определенной общественной структуре, которая задает различные формы, виды, стереотипы деятельности. В этом контексте мы рассматриваем социальную адаптацию в следующих ее видах: профессиональная (производственная), бытовая, культурно – досуговая.

В условиях современной трудовой деятельности значение профессиональной адаптации очень велико. Условия труда динамичны, меняются механизмы, способы трудовой деятельности, люди, которые включены в совместную деятельность… Профессиональная адаптация реализуется в ходе трудовой деятельности, развивая такие качества личности, как трудовая активность, инициатива, компетентность, самостоятельность. То есть формируются качества необходимые в новой профессиональной деятельности. Сам процесс профессиональной адаптации в общем виде включает в себя два этапа: подготовительный м непосредственно адаптационный. На подготовительном этапе необходимо учитывать биологические, физиологические и психологические аспекты развития организма, способность его приспосабливаться к новой среде и режиму труда. Важным условием профессиональной адаптации на подготовительном этапе является диагностика способностей к будущей работе. Основной этап профессиональной адаптации начинается непосредственно при включении в трудовую деятельность. В целом профессиональная адаптация является важнейшим фактором социальной адаптации, для которого характерна мобилизация социально-психологических и биофизиологических потенций развития индивида. Роль социального работника в этом случае заключается в создании оптимальных условий для раскрытия этих возможностей человека.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Расовые учения. Расизм Гобино
В этом обширном сочинении Гобино пытается на материале истории всех времен и народов доказать, что главной и основной причиной различий в исторических судьбах разных стран были расовые различия между людьми и что именно расовый (или " ...

Методы социологических исследований
При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности: · Опрос (анкетирование и интервьюирование); · Анализ документов (качественный и количественный); · Наблюдение (не включенно ...

История развития социальной и медицинской модели
Независимо от степени развития общества, в нем всегда были люди, особо уязвимые в силу ограниченности своих физических или психических возможностей. Историки отмечают, что в античном мире рассуждения об аномалиях и болезнях не отделялись ...