Проблема поиска, продвижения и удержания талантливой молодежи в современной России

Информация » Формирование социальных качеств молодого специалиста » Проблема поиска, продвижения и удержания талантливой молодежи в современной России

«Чтобы справляться с сегодняшними проблемами, нам нужны не только новые знания, но и новые способы мышления», – утверждает американский философ современности Элвин Тоффлер.

Действительно, умение мыслить глобально, системно, нестандартно и креативно является бесспорным конкурентным преимуществом в любой сфере. И умение мыслить подобным образом принадлежит талантливым людям. По мнению Э. Майклза, автора книги «Война за таланты», сегодня возрастает важность нематериальных активов – интеллектуального капитала и талантов, за которыми ведется настоящая охота. www.titaniumbank.ru

Россия, обладая колоссальным интеллектуальным ресурсом, непосредственно вовлечена в «войну за таланты». Однако при наличии десятой части ученых мира Россия занимает лишь 0,3% доли рынка наукоемкой продукции. Инновационная активность в России очень низка - только 5% предприятий применяют новейшие научные достижения, в то время как в развитых странах эта цифра составляет 80-87%.

Одной из причин столь низких показателей является процесс «утечки мозгов». Таким образом, ежегодный «русский вклад» составляет около тысячи научных работников и 50 млрд. долларов.

По статистике, средний возраст человека, который выезжает из России работать за границу, а потом остается там жить - около 25 лет. Найти пути поиска, удержания и продвижения молодых российских специалистов в стране – это первостепенная задача, которую необходимо решить российскому обществу, если оно стремится сохранить преимущество в конкурентной среде глобального мира. Так, по словам Дмитрия Зимина, создателя фонда «Династия», если общество не ищет и не поддерживает таланты, то «в нем происходит отрицательный отбор».

Решить данную задачу нам помогло обобщение опыта Германии, Швеции, Сингапура, Китая и Казахстана в сфере работы с талантливой молодежью, а также систематизация программ по поддержке талантливых молодых специалистов крупными зарубежными компаниями, такими как Bosch, British American Tobacco Russia, BP и Chevron.

Очевидным является тот факт, что в нашей стране уровень работы с талантливой молодежью крайне низок. Сохранились лишь локальные центры развития, сконцентрированные, прежде всего, в столице. Родители, учителя, преподаватели ВУЗов потеряли в значительной степени функцию наставников. Определенные позитивные подвижки в последнее время связываются с реализацией национального проекта «Образование», согласно которому юные победители олимпиад получают премии в размере 30000 и 60000 рублей. Однако понятная система продвижения талантливых молодых людей пока не создана.

В то же время, например, в Казахстане, принята трехступенчатая президентская программа по поддержке талантливой молодежи. Во-первых, 6000 выпускников школ в 2007 году поехали учиться в лучшие ВУЗы мира. Принцип их отбора – успехи в учебе, лучшие результаты экзаменов и прохождение собеседования. Фонд Президента Казахстана «Балашаг» подписал договор с их родителями, в котором указывается, что семья обязуется выполнять все требования по воспитанию и обучению ребенка, а фонд «Балашаг» гарантирует ему трудоустройство по окончанию обучения.

Если ребенок по окончании учебы не вернется, то семья компенсирует государству грант в размере стоимости своей квартиры. Во-вторых, Президент Назарбаев лично дал указание своим представителям пригласить на встречу всю эмигрировавшую талантливую казахскую молодежь, в ходе которой он каждому талантливому технику, химику, физику лично пообещал оборудованную лабораторию, мастерскую . И, в-третьих, скоро состоится открытие крупнейшего инновационного университета в Астане. Университет изначально строился как технологический, то есть оснащенный лабораториями, мастерскими и др.

Существуют и другие, не менее замечательные примеры успешной работы с талантливой молодежью в вышеперечисленных странах. На основании их опыта можно выработать рекомендации по ведению грамотной политики в отношении талантливой молодежи в рамках нашей страны.


Статьи по теме:

Манипуляция в СМК
Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последователь ...

Старение населения
Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны. Это явление приобретает глобальный характер, затрагивая в первую очередь развитые страны. В настоящее время во всем мире дети в возрасте до 15 лет составляют 30 %, что в тр ...

Индекс развития человеческого потенциала
Разработка интегрального (обобщающего) показателя уровня жизни населения - одна из важнейших задач статистики. По мнению экспертов ООН, статистика пока не имеет такого всеобъемлющего показателя, однако попытки его разработки продолжаются. ...