Задачи статистического наблюдения
Страница 2

• в программу не включаются вопросы, на которые могут быть получены заведомо неточные ответы, - то есть вопросы, способные вызвать подозрения, что ответы на них могут быть использованы во вред опрашиваемым.

• в программу должны включаться вопросы контрольного характера для проверки собираемой информации, например, это логически связанные вопросы о возрасте, семейном положении, образовании, наличии детей и т.д.

• все вопросы программы должны быть ориентированы на определенную форму ответа: либо цифровую, либо альтернативную, либо многовариантную.

При цифровой – ответ дается в количественной форме (о возрасте, стаже, заработке и т.д.); при альтернативной – в форме «да» или «нет» (пол, семейное положение и т.д.); при многовариантной – выбор одного или нескольких вариантов из предлагаемого меню. Например, на вопрос о состоянии в браке возможны следующие варианты ответов: - состоит в браке; - никогда не состоял; - вдовец; - разведен.

• ответы в программах для облегчения обработки кодируются числовыми кодами.

• при разработке программы необходимо не только определить состав вопросов, но и их последовательность, так как логика расположения вопросов способствует получению более достоверных данных.

Одновременно с программой разрабатывается инструментарий наблюдения

в виде статистических формуляров и инструкций по их заполнению.

Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: бланк обследования, переписной лист, анкета, отчет и т. д.

Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. В титульной части указываются: наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего; номер формуляра, а также, кто и когда его утвердил. В адресной – адрес отчетной единицы, ее подчиненность.

Кроме формуляра разрабатывается инструкция по порядку проведения наблюдения, по заполнению формуляра. В зависимости от сложности программы наблюдения это может быть документ в виде отдельной брошюры, либо подсказки в ответах, либо разъяснения на обратной стороне бланка.

При подготовке статистического наблюдения помимо программно-методологических вопросов необходимо решить и организационные вопросы

. К ним относятся:

• определение органа (исполнителя) наблюдения. Наблюдение может проводиться собственными силами или организациями, специализирующимися на проведении наблюдений;

• определение времени наблюдения: даты начала, даты окончания наблюдения, критической даты. Срок (период) наблюдения устанавливается исходя из объема работы и численности персонала, занятого сбором данных. Критической датой считается конкретный день года, час дня, по состоянию на который проводится регистрация признаков по каждой единицы статистической совокупности.

• определение места (территории) проведения наблюдения. Выбор места проведения наблюдения определяется его целью. Например, если определяется стоимость потребительской корзины в г. Пензе, то местом проведения наблюдения будет территория города.

Важнейшим организационно-методологическим вопросом, определяющим эффективность статистического наблюдения (достоверность полученной информации, затраты на проведение наблюдения и т.д.) является выбор формы, вида и способа проведения наблюдения.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Молодежь как особая социальная группа
В современной научной литературе существует множество подходов к исследованию проблем развития молодежи и, следовательно, масса различных определений сущности понятия «молодежь». Каждый из существующих подходов фиксирует особенности изуче ...

Социальная поддержка особо уязвимых слоев молодежи
В современных российских реалиях существуют особые слои молодежи, которые наиболее уязвимы и социально незащищены – молодые люди – инвалиды, безработная молодежь, молодые семьи. Именно этим группам молодежи в первую очередь необходима под ...

Построение показателей для переменных исследования негативного отношения молодежи к образовательной системе
Сформулировав гипотезы-основания и обосновав их правомерность, мы переходим к построению гипотез-следствий. Но прежде чем сформулировать гипотезы-следствия, мы должны построить показатели для переменных исследования. Под построением пока ...