Задачи статистического наблюденияСтраница 2
• в программу не включаются вопросы, на которые могут быть получены заведомо неточные ответы, - то есть вопросы, способные вызвать подозрения, что ответы на них могут быть использованы во вред опрашиваемым.
• в программу должны включаться вопросы контрольного характера для проверки собираемой информации, например, это логически связанные вопросы о возрасте, семейном положении, образовании, наличии детей и т.д.
• все вопросы программы должны быть ориентированы на определенную форму ответа: либо цифровую, либо альтернативную, либо многовариантную.
При цифровой – ответ дается в количественной форме (о возрасте, стаже, заработке и т.д.); при альтернативной – в форме «да» или «нет» (пол, семейное положение и т.д.); при многовариантной – выбор одного или нескольких вариантов из предлагаемого меню. Например, на вопрос о состоянии в браке возможны следующие варианты ответов: - состоит в браке; - никогда не состоял; - вдовец; - разведен.
• ответы в программах для облегчения обработки кодируются числовыми кодами.
• при разработке программы необходимо не только определить состав вопросов, но и их последовательность, так как логика расположения вопросов способствует получению более достоверных данных.
Одновременно с программой разрабатывается инструментарий наблюдения
в виде статистических формуляров и инструкций по их заполнению.
Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: бланк обследования, переписной лист, анкета, отчет и т. д.
Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. В титульной части указываются: наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего; номер формуляра, а также, кто и когда его утвердил. В адресной – адрес отчетной единицы, ее подчиненность.
Кроме формуляра разрабатывается инструкция по порядку проведения наблюдения, по заполнению формуляра. В зависимости от сложности программы наблюдения это может быть документ в виде отдельной брошюры, либо подсказки в ответах, либо разъяснения на обратной стороне бланка.
При подготовке статистического наблюдения помимо программно-методологических вопросов необходимо решить и организационные вопросы
. К ним относятся:
• определение органа (исполнителя) наблюдения. Наблюдение может проводиться собственными силами или организациями, специализирующимися на проведении наблюдений;
• определение времени наблюдения: даты начала, даты окончания наблюдения, критической даты. Срок (период) наблюдения устанавливается исходя из объема работы и численности персонала, занятого сбором данных. Критической датой считается конкретный день года, час дня, по состоянию на который проводится регистрация признаков по каждой единицы статистической совокупности.
• определение места (территории) проведения наблюдения. Выбор места проведения наблюдения определяется его целью. Например, если определяется стоимость потребительской корзины в г. Пензе, то местом проведения наблюдения будет территория города.
Важнейшим организационно-методологическим вопросом, определяющим эффективность статистического наблюдения (достоверность полученной информации, затраты на проведение наблюдения и т.д.) является выбор формы, вида и способа проведения наблюдения.
Статьи по теме:
Изменение численности постоянного населения Дальневосточного федерального
округа за 1991-2002 годы, тыс. человек
1991
2002
Изменение численности
Абсолютное
в %
Дальний Восток, всего
8043,9
7038
-1005,9
12,5
Республика Саха-Якутия
1108,6
982,4
-126,2
-11,4
Приморский край
2299,6
2 ...
Отто Аммон и Ваше де Ляпуж
Отто Аммон и Жорж Ваше де Ляпуж первыми выдвинули предложение (и попытались подкрепить его цифрами) о зависимости психических качеств и вообще характера людей,, а также и их социального положения от величины головного указателя. Чем ниже ...
История социально-педагогической поддержки детей-сирот
в России
История призрения сирот в России как государственная проблема начинается с XVIII века. Законодательная база призрения сирот была заложена в период реформ Петра I. Именно в это время появились первые воспитательные учреждения для незаконно ...