Теоретические основы организации социальной работы по формированию правовой культуры воспитанников, оставшихся без попечения родителей. Характеристика основных понятий
Страница 2

Информация » Организация социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников в Центре помощи детям, оставшихся без попечения родителей » Теоретические основы организации социальной работы по формированию правовой культуры воспитанников, оставшихся без попечения родителей. Характеристика основных понятий

Эмоционально-ценностный компонент включает гуманистические жизненные установки, нравственно-правовые чувства (чувство долга, ответственности, справедливости, уважение к праву), определяет степень сформированности отношения к праву как к ценности, характерной для демократического общества.

Поведенческий компонент (правовая активность, правомерность поведения) представлен в виде опыта проявления правовой культуры в общении, в поведении, убеждении, предполагая наличие навыков и умений адекватно применять положения закона в реальных жизненных ситуациях.

Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов правовой культуры характеризует системный характер исследуемого объекта.

Важнейшей частью правовой культуры является правосознание общества. По утверждению Гулиной М.А., правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям общественной жизни [26].

В правосознании тесно сочетаются и взаимодействуют познавательная, оценочная и регулятивная функции. Познавательная функция правосознания состоит в осознании того, что есть право, и осуществляется в различных формах обнаружения, выражения и осмысления отдельных правовых явлений в целом. Оценочная функция состоит в формировании определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых, субъект позитивно или негативно оценивает действующее право и реальную правовую действительность. Регулятивная функция предполагает осознание, определение и реализацию субъектом правомерного или неправомерного характера своей поведенческой позиции по отношению к требованиям действующего права.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико и ощутимо, оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования, как одного из средств воздействия на общественные отношения. Поэтому в значительной степени от уровня, качества, характера, содержания правосознания зависит то, каким будет поведение человека в обществе – правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

В структурном отношении правосознание представлено в форме правовой идеологии (система официальных представлений о праве), определяющей стратегию развития правовой жизни общества и осуществляющей всесторонний анализ современной правовой ситуации, и правовой психологии (система неофициальных представлений о праве), характеризующей переживания людей, возникающие в связи с состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований.

По уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, по признаку правовой образованности субъектов, правосознание можно разделить на обыденное, специализированное и научное. Обыденное (массовое) правосознание формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования, для него характерно знание общих принципов права, тесно переплетающееся с нравственными представлениями. Специализированное (профессиональное) правосознание подразделяется в зависимости от сферы деятельности (правосознание ученых-юристов, правосознание судей, правосознание работников милиции) складывается в ходе специальной профессиональной юридической подготовки. Научное (теоретическое) правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Следовательно, правосознание бывает индивидуальным, групповым и общественным, при этом предполагается, что правовое сознание, как и сознание, вообще присуще лишь человеку, а групповое – это обобщенное правосознание, представляющее выражение мнения всего общества [32, 106].

Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с:

· лишением их родительских прав;

· ограничением их в родительских правах;

· признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Телекоммуникации
Открытие магнитных и электрических явлений привело к повышению технических предпосылок создания устройств передачи информации на расстояние. В 1828 году П.Л. Шиллингом был испытан прообраз будущего электромагнитного телеграфа. Как Шиллин ...

Статистика населения
Статистика населения имеет своим содержанием изучение численности и состава населения и процессов их изменения во времени. Состав населения – это распределение (группировка) индивидов по качественному признаку. Используются такие признаки ...

Теории девиантного поведения
Взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения сложны, противоречивы, часто не отвечают обыденным представлениям. Для объяснения причин существующих форм отклоняющегося поведения разработано несколько различных систем, которые можно ...