Заключение
Страница 1

Попытка подбора информационных ресурсов по теме «Региональные различия имущественной обеспеченности россиян» дала результаты, которые можно назвать, скорее, удовлетворительными, чем идеальными, т.е., не лишенные серьезных недостатков. Вообще говоря, по имущественной обеспеченности есть, конечно, очень много публикаций и данных теоретического, методического и эмпирического характера, поскольку проблема актуальна. И исследования начались не вчера, то есть, материала, конечно, много. Наиболее сложной в моем случае, тем не менее, оказалась ситуация с теоретическим ресурсом, так как сложно было найти публикации, которые бы точно соответствовали региональной направленности моего исследования. Ведь вопрос межрегиональных различий возникает далеко не всегда. Очень много публикаций пытается сравнивать между собой различные классы, людей разных профессий и так далее, описывает новые особенности социальной стратификации и т.д., а региональный аспект, который является ключевым в моей теме, остается невыделенным. То есть, хотя с надежностью и доступностью теоретических ресурсов проблем, в принципе, нет, есть проблемы с релевантностью. Впрочем, я думаю, что нужные мне теоретические публикации все же есть, но данной темой надо заниматься более длительное время, тогда они со временем найдутся. Выходит, даже грамотно спланированный поиск информационных ресурсов не обязательно приведет к получению их исчерпывающего набора. Важны, наверное, также и консультации руководителей, экспертов, специалистов, которые могли бы посоветовать, где и как искать. Этой возможностью поиска я воспользовалась в меньшей степени.

Есть проблемы и в части методики. То есть, со статистическим анализом как бы все хорошо. Есть необходимая литература в которой все объясняется, ее надо только прочитать. Тут проблема вытекает из недостаточного теоретического ресурса. Не ясны именно методы межрегионального анализа, то есть, какие показатели имущественного неравенства наиболее характерны, а на какие в межрегиональном исследовании можно было бы не очень обращать внимание. В какой мере эти показатели характеризуют одно и то же явление, в какой мере – разные. То есть, недостаток статей, в которых бы описывались аналогичные задачи препятствует тому, чтобы грамотно построить собственное исследование. Какие показатели используются, за какой период, какие регионы исключаются из анализа? Эти же проблемы препятствуют и правильному объяснению полученных результатов. То есть, не с чем сравнить собственные изыскания. Вот я предложила процедуру кластерного анализа для разложения регионов на группы. Но в отсутствии навыка и знания аналогичных исследований, я, например, не смогу объяснить, почему вдруг два похожих друг на друга региона оказались в разных кластерах. И чем же они так принципиально различаются. В самом деле, нет ни одной публикации, где бы такая методика кластеризации регионов описывалась. Так что, например, о метаанализе (где бы сравнивались мои выводы с выводами других исследователей) не может быть и речи.

Наиболее удачным, пожалуй, следует признать эмпирический ресурс, поскольку он оказался представленным в моей работе наиболее полно. Действительно Госкомстат выпускает множество различных публикаций и их нужно только найти. Есть, конечно, проблемы с доступностью такой информации, но при желании ее можно получить. Есть проблемы с переводом данных с бумаги в компьютер для анализа, но и это проблемы чисто технические, которые решаемы. Можно, конечно, сказать, что я достала не самые свежие данные, то есть, ресурс не вполне удовлетворяет требованиям полноты, но, в конце концов, это учебная исследовательская работа, поэтому в данном случае большой проблемы нет.

В целом, я считаю, что не смотря на очевидные трудности, связанные с полнотой и релевантностью теоретических и методических ресурсов, данную тему можно развивать, по возможности наращивая объем этих ресурсов. Методы и данные, то есть, эмпирическая база для исследования есть, и эту тему можно развивать в ходе кабинетных исследований (с помощью вторичного анализа). Подытоживая все сказанное, мне приходит на ум такая мысль, что успех подобной исследовательской работы не исчерпывается только лишь эмпирическим, методическим и теоретическим ресурсом. Ощущается нехватка «социального» ресурса, то есть, знания имен тех исследователей, которые занимаются подобными проблемами, развитой сети контактов с ними, чтобы ориентироваться в этой теме, ориентироваться в том, что уже изучено, как изучено, что перспективнее всего изучать.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Элитное образование в России. Опыт элитного образования в Росси
Создание элитных образовательных институтов в России началось в XVII-XVIII веках. Первым высшим образовательным учебным заведением в России была Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 году по инициативе известного просветител ...

Типы вероятностных выборок и их реализация
Первым шагом в построении любой модели отбора, включая вероятностную, является определение генеральной совокупности. Решение этой задачи далеко не всегда бывает очевидным. Прежде всего, генеральная совокупность, т. е. множество интересующ ...

Центры независимой жизни: опыт и практика в России и за рубежом
Лекс Фриден определяет Центр независимой жизни как некоммерческую организацию, основанную и управляемую людьми с инвалидностью, которая предоставляет услуги прямо или косвенно (информация об услугах), помогающие достигнуть максимальной не ...