Заключение.
Страница 1

В данной работе были рассмотрены вопросы, освещающие такую немаловажную тему, как проблемы детей группы риска и возможный путь решения этих проблем. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующее.

Дети группы риска представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, поведение детей группы риска трактуется нашим обществом, как отклоняющееся. Среди возможных форм проявления отклоняющегося поведения можно выделить алкоголизацию, наркоманию, агрессивное поведения, противоправное поведение, беспризорность и безнадзорность.

Кроме поведенческих особенностей можно выделить характерологические особенности детей группы риска: низкая самооценка, размытость границ личности, трудности в осознании и проявлении своих чувств, искаженность ценностных ориентиров и нравственных понятий и т.д.

На формирование отклоняющегося поведения оказывает влияние комплекс факторов, которые условно можно разделить на макросоциальные и микросоциальные. Исключительное влияние оказывают такие социальные институты, как семья, школа, а также неформальная группа сверстников, поскольку большую часть своего времени подросток проводит там. Среди основных причин отклоняющегося поведения многие исследователи выделяют так же неорганизованность досуговой системы.

Досуг является важнейшим институтом социализации и адаптации для всех детей и подростков. В досуговое время дети получают навыки общения, реализуются творчески, развиваются и самосовершенствуются, получают положительный социальный опыт. Однако зачастую дети группы риска оказываются за бортом досуговых институтов и вынуждены сами организовывать свое свободное время, скатываясь к асоциальному поведению.

Асоциальное поведение носит деструктивный для общества характер, поэтому его профилактика – неотъемлемый атрибут современности. Существует целый комплекс профилактических организаций, каждая из которых выполняет ряд своих определенных функций. Среди них я выделила для рассмотрения такое новое профилактическое направление, как реабилитационный досуг.

Реабилитационный досуг основывается на принципах гуманности, сопричастности, внимания к личности подростка. Через включение подростка в активную социально значимую деятельность у него появляется мотивация к изменению своего поведения на более продуктивное и социально одобряемое.

Направление реабилитационного досуга имеет широкие перспективы для развития. Для большей результативности организации реабилитационного досуга должны уверенно отстаивать свою позицию, обмениваться опытом между собой, а так же с другими странами, привлекать к своей деятельности различные благотворительные организации и объединения. Необходимо помнить, что мы имеем дело с молодежью, оказавшейся в трудной ситуации, нельзя закрывать глаза на ее проблемы.

[1] Захаров А.П. «Отклонения в поведении ребенка», М., 1993, с. 15.

[2] Регуш Л.А. «Психология современного подростка», СПб, 2005, с.62.

[3] Шихарев П.Н. «Жить без алкоголя?», М, 1988, с. 63.

[4] Дементьява И.Ф. «Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия», М., 2004, с.7.

[5] Степанов В.Г. «Психология трудных школьников», М., 1988, с. 42.

[6] Забрянский Г.И., Емельянова Л.В. «Статистика преступности несовершеннолетних в России: Аналитический обзор» – Москва, 2005, с. 14 – 15.

[7] Нечаева А.М. «Детская беспризорность — опасное социальное явление» // Государство и право, 2001, № 6. С. 59.

[8] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.).

[9] Ширгалин Б.Ш., Карелин С.И., Романенко Р.В. "Методическое пособие по организации социальной службы «Ребенок на улице» и Информационно консультативного центра (ИКЦ)", М., 2000, с. 10.

[10] Аналитический Вестник Совета Федерации РФ 20 (176) С. 35-36.

[11] Пежемская Ю.С. «Опыт социально-психологической реабилитации подростков групп социального риска»// «Психологическая помощь подросткам. Работающие программы», М., 2004, с. 274.

[12] Селенина Е.В. "Методическое пособие по организации реабилитационного досуга для детей и подростков группы риска по социальному сиротству".

[13] «Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях» // «Семья в России», 1998, № 3, с. 242.

[14] Шипунова Т.В. «Опыт построения социологической теории девиантности» - СПб, 2004, с. 38 – 39.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Понятие социальной организации
Среди элементов структуры общества важное место принадлежит социальным организациям. Это понятие многозначно. В социологической литературе говорят о нескольких его значениях. Во-первых, социальную организацию рассматривают как элемент ст ...

Современный этап в развитии социологии управления
Рассматривая процесс возникновения и развития социологии управления, можно выделить несколько этапов. Первый правильнее назвать до социологическим. В его рамках развитие идей управления может быть доведено вплоть до зарождения социологии ...

Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия
Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитатель ...