История социально-педагогической поддержки детей-сирот
в РоссииСтраница 2
С середины XIX века в связи с распространением указа Казанской Духовной Консистории, в котором говорилось, что "при учреждении новых монастырей предлагаемо было его учредителям устроять при них благотворительные или воспитательные учреждения", активизировалась деятельность монастырских приютов. Во второй половине XIX века они по-прежнему оставались наиболее распространенной формой благотворительной деятельности православной церкви. В тех губерниях, как отмечается в письме хозяйственного департамента Министерства внутренних дел (1867 г.), "в коих не имеется ни воспитательных, ни сиротских домов, принимая доставляемых полицией подкидышей и оставшихся без родственников сирот, не распределяют детей этих, как предписано законом (ст. 545 Устава общественного призрения, т. ХШ Свода Законов) между благотворителями, но оставляют их при богоугодных заведениях". Дети содержались в приютах за счет казны монастыря. Количество призреваемых колебалось, в некоторые годы их не было совсем.
Вместе с тем правительство осознавало недостаточную приспособленность богоугодных заведений для воспитания малолетних детей. Поэтому МВД поручило общественным приказам не оставлять детей в богоугодных заведениях, а отправлять их в воспитательные дома. Однако концентрация воспитательных учреждений для детей-сирот в столичных городах привела к негативным последствиям, так как младенцы доставлялись из некоторых губерний целыми партиями совершенно истощенными и быстро умирали, и такая доставка получила характер преступного промысла.
В начале 1888 г. статс-секретарь Дурново, анализируя состояние призрения малолетних детей, отмечает, что "было время, когда приказы общественного призрения как местные правительственные органы благотворительности, проявляли старание помочь делу учреждения приемных покоев для приносимых младенцев, но деятельность этих учреждений никогда не получала правильной организации и наконец законом (ст. 542, 543 и 544 Устава общественного призрения) вовсе запрещено было открытие в губерниях воспитательных домов, по "дознанным", как сказано, крайним неудобствам, сопряженным с существованием оных". С 1891 г. стали открываться сельскохозяйственные приюты, в которых, наряду с религиозным воспитанием, приучали детей к огородничеству, садоводству, ремеслам и др.
А в 1898 г. по ходатайству Ведомства императрицы Марии Федоровны был отменен закон 1828 г., запрещающий открывать воспитательные дома в провинции. Эти обстоятельства способствовали уменьшению притока детей-подкидышей в столичные воспитательные дома, повысили инициативу местных благотворительных городских и земских организаций по призрению детей.
Новый этап в развитии учреждений для детей связан с деятельностью Попечительства о домах трудолюбия и работных домах Ведомства учреждений императрицы Марии и открытием в 90-х годах XIX века Ольгинских детских приютов трудолюбия. Основная цель этих учреждений, исходя из названия, – приучение к труду. Например, Шихазанский приют открыт "с целью воспитания сирот крестьян и сообщения им первоначальных знаний по сельскому хозяйству .". Цель этих учреждений обусловливала их организационные основы и характер воспитательно-образовательной работы. В детские приюты трудолюбия обычно принимались дети не моложе шести лет, которые могли обслуживать себя и выполнять трудовые обязанности. Прием детей осуществлялся по прошению родителей, по указанию частных лиц, благотворительных или сельских обществ и др.
Статьи по теме:
Гендерные отношения в языке
В науке до сегодняшнего дня нет единого взгляда на природу гендера. Его относят к мыслительным конструктам или моделям, разработанным с целью более чёткого научного описания проблем пола в языке и разграничение его биологических и социок ...
Психологическая диагностика
В МУ «КЦСОН» проводится диагностическое исследование с целью определения уровня социально-психологической адаптированности граждан находящихся в отделении дневного пребывания.
Диагностическое исследование включает в себя:
- блок анамнес ...
Социальная ответственность в предпринимательской деятельности
Ни одна тема в современном обществе не вызывает таких противоречий, как тема социальной ответственности. Взгляды расходятся от приятия до порицания.
Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика на с ...