Социальная идентификация как фактор формирования патриотизма
Страница 1

Информация » Эволюция социальной структуры общества и ее аспекты » Социальная идентификация как фактор формирования патриотизма

На наш взгляд, воспитать патриота, т.е. сформировать социальное поведение, направить его в нужное русло можно только с помощью четкой системы социальных ценностей. На сегодняшний день в России разрушена система традиционных ценностей и не сформирована новая, имеющая общенациональное звучание. Население России ценностно дифференцировано: часть населения ориентируется на ценности рынка и потребления (еще не сформировавшегося, а порой сформировавшегося по принципу беззакония), а часть еще ориентируется на ценности советских времен (коллективизм, патриотизм, государственность). Решить проблему патриотического воспитания могла бы и национальная идея, но и такая в нашей стране еще не сформулирована.

Таким образом, воспитать патриотизм в современных условиях довольно сложно. Социологически значимым является обратиться к вопросу о его формировании. Одним из наиболее значимых социально-психологических факторов формирования является социальная идентификация.

Процесс формирования патриотизма имеет поэтапный характер, ступени которого отчасти являются результатом социальной идентификации. Связь патриотизма с социальной идентификацией определяется таким образом, что соотнесенность человека с определенной социальной группой дает возможность понять, что он считает Родиной, то есть определяет форму патриотизма по критерию «объект». В качестве объектов могут выступать: ближайшее окружение, «малая» Родина, большая социальная группа, Родина в целом. Подробнее остановимся на рассмотрении каждого из них:

1) Ближайшее окружение(семья, друзья) – повседневный патриотизм. Основа данного типа патриотизма – идентификация с малой социальной группой.

Данная форма патриотизма является наиболее распространенной в современной России. Истинный патриотизм появляется в укреплении семьи и воспитании детей (полагают 50% россиян); в уважении традиций (47%), а также работе с полной отдачей по своей специальности (30%).2

Это связано с ростом индивидуалистических тенденций в обществе, включенностью личности в большое число малых социальных групп. Приоритет малых социальных групп над большими ведет к тому, что личностные интересы преобладают над общественными. Взаимодействуя в малых группах, личность всё большее внимание уделяет удовлетворению своих потребностей, а не общественных. Таким образом, и повседневные проблемы выдвигаются на первый план по отношению к социальным. Неудовлетворенность личностных (порой базисных) потребностей не дает возможности личности задуматься об удовлетворении социальных нужд, что объясняется еще теорией А.Маслоу.

2) «Малая» Родина. Здесь имеет место региональная, локальная идентификация.

В современной России данная форма патриотизма теряет свою значимость и распространенность по ряду причин. Во-первых, как только патриотизм выходит за рамки ближайшего окружения, в сферу влияния включаются местные органы власти( к сожалению, исторически в России патриотизм ассоциируется с политическим аппаратом) и их деятельность по улучшению уровня жизни, а сегодня муниципалитеты не обладают достаточными ресурсами(экономическими или духовными) для совершения необходимых преобразований. Во-вторых, отсутствие опять-таки четких социальных ценностей часто вызывает вопрос: «А что я могу сделать для Родины?». Конечно, в рамках ближайшего окружения на него можно ответить, поэтому сегодня и распространен повседневный патриотизм. В-третьих, миграционная активность населения имеет своим следствием размытую региональную идентификацию.

3) Нация, социальный класс – идентификация с большой социальной группой: здесь можно выделить такие формы патриотизма как национал-патриотизм и классовый патриотизм. Национал-патриотизм необходимо отличать от национализма, поскольку патриотизм в любом виде предполагает любовь, в данном случае к народу, а национализм – ненависть к другим.

4) Родина в целом. Здесь имеет место общегражданская идентификация. Можно выделить такие формы патриотизма как общегражданский, политический, военный, географический.

Сегодня патриотизм многими воспринимается как некая форма национализма, что в многонациональной России вызывает объективную опасность. Социальная идентификация задает определенные границы, внутри которых личность воспринимает людей как «мы», а за пределами этих границ появляются «они». Угроза кроется в том, что редко кто из существующих ныне людей действительно дорастает до уровня национал-патриотизма в самом хорошем смысле слова, большая часть провозглашающих себя сегодня патриотами является националистами, и с этой социальной болезнью необходимо бороться, а не закрывать на нее глаза. А вот повседневный патриотизм действительно имеет довольно крупные масштабы в современном обществе. И если человек будет продолжать замыкать свои границы «мы» на ближайшем окружении, то в итоге в современных экономических условиях выживания это может привести и к «естественной борьбе всех против всех».

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Особенности социальной работы в системе образования
Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее ...

Реформаторские движения
Группы социальных движений, стремящихся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы. Различают: · аболиционистские движения за отмену некоторого закона; · экологиче ...

Политические движения
1. Анархизм (Anarchism, от греч.Anarchia – безвластие) - общественно-политическое течение, выступающее с идеей немедленного уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоц ...