Особенности психологии массы
Страница 1

Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Явления, обнаруживающиеся в этих особых условиях - выражение особого, глубже не обоснованного первичного позыва, который в других ситуациях не проявляется.

Одним из наиболее важных ранних исследований действий толпы была книга Густава Ле Бона "Толпа", опубликованная в 1895 году. Эта работа - результат изучения революционно настроенной черни в период французской революции. По его мнению, поведение людей, охваченных всеобщим возбуждением толпы, значительно отличается от их поведения в меньших группах. Под влиянием собравшейся толпы индивиды способны к совершению как варварских, так и героических поступков, которых они и сами от себя не ожидают. Например, революционная чернь, штурмовавшая Бастилию, несомненно, не думала о понесенных потерях, а уличные толпы в 1789 году явили миру многочисленные случаи бездумной жестокости. Ле Бон писал: "В изоляции человек может быть культурным индивидом; в толпе же он действует, как ему подсказывает инстинкт. Он одержим стихийностью, жестокостью, энтузиазмом и героизмом примитивных существ."[2]

Индивид при определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать, при включении в человеческую толпу, приобретшую свойство "психологической массы". Но что же такое "масса", чем приобретает она способность так решающе влиять на душевную жизнь отдельного человека и в чем состоит душевное изменение, к которой она человека вынуждает?[3]

[6]

Ле Бон так отвечает на эти вопросы[4]

: " .В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть .новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток".[6]

"Сознательная умственная жизнь представляет собой лишь довольно незначительную часть бессознательной душевной жизни . Наши сознательные действия исходят из созданного в особенности влиянием наследственности бессознательного субстрата. Субстрат этот создают в себе бесчисленные следы прародителей, следы, из которых созидается расовая душа. За мотивами наших поступков, в которых мы признаемся, несомненно, существуют тайные причины, в которых мы не признаемся, а за ними есть еще более тайные, которых мы даже и не знаем. Большинство наших повседневных поступков есть лишь воздействие скрытых, не замечаемых нами мотивов."[6]

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Выводы
Описывая полученные данные, в результате проведенного каузометрического опроса, мы можем сказать, что все результаты после проведенного факторного анализа представляют собой набор сценариев, которые возможны в секторе профессиональной дея ...

Анализ этносоциальных и этнополитических процессов в Новосибирской области
В Новосибирской области действуют 48 этнонациональных объединений и культурных центров. Наиболее крупные из них – немецкий, украинский, татарский – в начале 90-х годов были созданы при управлении культуры Администрации области и имеют ста ...

Основные направления медико-социальной помощи беременным женщинам
В предыдущей части работы мы установили, что медико-социальная помощь – это комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий. Рассматривая данную проблему относительно беременных женщин на соврем ...