Общая характеристика основных проблем занятости и трудоустройства инвалидов. Законодательство Российской Федерации и зарубежных стран в сфере занятости и трудоустройства инвалидов
Страница 3

Информация » Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества » Общая характеристика основных проблем занятости и трудоустройства инвалидов. Законодательство Российской Федерации и зарубежных стран в сфере занятости и трудоустройства инвалидов

Статья 5.42 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, а именно:

1. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного [12]

Помимо данных положений закона, существует еще целый ряд нормативных правовых актов. В частности, это: Федеральный Закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 №1032-1, Закон Ульяновской области "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" [8], Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)[50], "Европейская социальная хартия "(статьи 9 и 15 предусматривают создание условий труда инвалидов, адекватных их возможностям и равные права при устройстве на работу со здоровыми людьми) [7] (не смотря на то, что Россия подписала эту хартию, в силу в нашей стране она до сих пор не вступила) и другие.

Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" предусматривает финансирование в размере около 2147 миллионов рублей.[44] Но очень важно, что бы такие, достаточно большие деньги были успешно освоены и принесли реальную помощь инвалидам, а не были, как это часто бывает в нашей стране, большей частью просто разворованы чиновниками, отвечающими за их использование.

Если задачи, заложенные в целевой программе, будут успешно решены, то ежегодно в России будут возвращаться к активной жизни примерно 150-160 тысяч инвалидов.[35, с. 40] Это не только снизит нагрузку на бюджет страны, но и даст государству дополнительные рабочие руки.

На уровне регионов власти тоже иногда пытаются реализовать различные инициативы, направленные на привлечение к труду и занятости инвалидов. Например, в Воронежской области принят закон "О квотировании рабочих мест для инвалидов", который предусматривает более широкий круг гарантий инвалидов в сфере занятости и трудоустройства, чем это предусмотрено федеральным законодательством [39, с. 13.]; В Мурманской области принята специальная программа "Профориентация детей-инвалидов"[49,с.40-41.] Что касается нашего региона, то одной из последних инициатив в этой области Ульяновских властей является заявление о намерении брать на госслужбу инвалидов-колясочников. Глава региона Сергей Морозов поручил подготовить правовой акт, регламентирующий трудоустройство в органы власти людей с ограниченными возможностями.[2]

Кроме того, действует Закон Ульяновской области от 27.04.2009 N 41-ЗО "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области". Он указывает, что организациям, имеющим место нахождения на территории Ульяновской области и не являющимся общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, численность работников которых составляет более 100 человек (далее - организации), квоту для приема на работу инвалидов (далее - квота) в процентах к среднесписочной численности их работников в следующих размерах:

1) при среднесписочной численности работников организации от 101 до 200 человек включительно - 4 процента;

2) при среднесписочной численности работников организации от 201 до 500 человек включительно - 3 процента;

3) при среднесписочной численности работников организации свыше 500 человек - 2 процента.[9]

В городе Ульяновске действует Распоряжение Главы города Ульяновска "О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях города Ульяновска" [47]

Однако, учитывая все вышесказанное, следует оговориться, что отечественная правоприменительная практика далека от того, что установлено законом, а установленные им гарантии соблюдаются далеко не всегда.

К недостаткам современного законодательства можно отнести и то, что государственные социальные выплаты (пенсии и компенсаций за отменённые льготы) поставлены в зависимость от такого критерия инвалидности как группы ограничения способности к трудовой деятельности.

Этим шагом государство отняло право распоряжаться своим трудом у большого количества инвалидов, так как первая группа стала, по сути, означать понятие "нетрудоспособен".

Вместе с тем, люди с инвалидностью практически лишились стимула к труду. Разница в размере выплат между разными группами получилась весьма значительной (почти 1000 рублей) и, конечно, большинство людей с инвалидностью предпочитают всяческими способами добиваться первой группы и иметь более высокую пенсию, чем потерять в выплатах за небольшую вероятность трудоустройства, как на открытом рынке труда, так и через госструктуры. Государство всячески стремится сэкономить на затратах, и отдельные проявления этого могут проявляться в том, что органы медико-социальной экспертизы, которые и устанавливают группу инвалидности, могут умышленно занижать ее, уменьшая тем самым размер компенсационных выплат инвалидам.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Проблемы и профилактика наркомании и алкоголизма в России. Понятие, причины наркомании и ее профилактика
Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Проблема наркомании существует в большей или меньшей степени практически во всех странах, и в этом отношении Россия по праву входи ...

Отчёт 2008
Отчёт 2008 показывает, что ИРЧП во всех странах мира растёт, за исключением некоторых стран постсоветского пространства и Африки. В первой группе индекс падает из-за ухудшения образования, экономики и высокой смертности. Во второй группе ...

Операционализация концептуальных понятий исследования влияния политики на межличностные отношения молодежи
Под операционализацией концептуальных понятий, описывающих предмет исследования понимается процедура определения видовых свойств концептуальных понятий через их особенные частные проявления, которые поддаются наблюдению. Этап операционал ...