Социокультурная динамика по Сорокину
Страница 2

Центральной темой всего творчества Сорокина является социокультура и ее динамика. В широком смысле «социокультура» – это весь тот суперорганический мир, вся та новая вселенная, которые были сотворены человеком. Ее составными частями являются:

1) бесконечно богатая идеологическая вселенная смыслов, объединенных в системы языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, драмы, экономических, политических и социальных теорий и т.д.;

2) т.н. материальная культура, представляющая собой воплощение всех этих смыслов в биологической среде, начиная с простых орудий и кончая наисложнейшим оборудованием, книгами, картинами и т.д.;

3) все скрытые и открытые действия, церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивиды и группы индивидов осуществляют и применяют тот или иной набор смыслов.

Центральным принципом системы социокультуры является понятие «ценность». Ценность, по Сорокину, есть основа всякой системы. Социокультура – творение человека, но и сам человек является продуктом определенной социокультуры, усвоившим от рождения основных ценности. Все люди вступают в систему социальных отношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлекторных), биосознательных (голод, жажда) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Общество способно производить значения, нормы, ценности, существующие внутри сознательных, конструирующих общество членов. Поэтому понять любое общество и охарактеризовать его можно лишь путем

проникновения в существо присущей ему системы ценностей.

В узком смысле «социокультура» – это одна из цивилизаций. Смена различных цивилизаций составляет исторический прогресс. Каждая цивилизация как социокультура неповторима и уникальна. Она переживает период зарождения, расцвета и упадка. Система ценностей устаревает и меняется, ей на смену приходит другая, коренным образом меняющая социомир. Социология Сорокина носит название интегральной. По Сорокину, интегральный подход в равной мере применим при описании индивидуального типажа или культурной ценности. Любой индивид вписан в систему культурных ценностей – значений – норм, а его бессознательные мотивы и биосознательные стимулы контролируются и подчиняются его социосознательному «эго». Культура также становится интегральной лишь тогда, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу Истине, Красоте, Добру. Подобный «интегрализм» характеризуется логикозначимой взаимосвязью всех существенных компонентов личности или культуры. Модель «интегральной» культурной сверхсистемы дает значительно больше для полноценного и адекватного определения и описания культуры, чем традиционные социологические, антропологические или культурологические методы. По Сорокину, базовые факты социологии ментальны по своей природе, а поэтому могут быть поняты лишь в категориях человеческого социокультурного универсума как чего-то целого. Отсюда вытекают три отличительные системы истины: истина веры, разума и чувств. Все они частью ложны, частью истинны. Интегральная истина ближе всего стоит к абсолютной истине.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Психологические особенности людей из малообеспеченных семей
В вопросах социальной работы семья редко идет на контакты с представителями государства и общества за исключением случаев, обоснованных законодательством, или же если предлагаемая помощь носит материальный характер (пособия, выплаты и т.п ...

Виды вопросов
Все вопросы делятся на два основных типа - открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать своё мнение. Например: Каков доход на одного человека в вашей семье? В з ...

Практические рекомендации
Проанализировав результаты исследований, проведённых автором, а так же исследований, данные которых приведены в первой главе, мы хотели бы дать следующие рекомендации. Компаниям-судовладельцам: В мире ощущается постоянная нехватка моряк ...