Развивающийся кризис глобального социума - кризис метаморфоза
Страница 1

Информация » Кризис цивилизации или космический метаморфоз » Развивающийся кризис глобального социума - кризис метаморфоза

Существует вполне определенная взаимосвязь между глобальным и локальными кризисами. Сущность ее в том, что "критическая масса" локальных кризисов может перерасти в неуправляемый глобальный кризис с глобальными же катастрофическими последствиями. Существует ли альтернатива подобному развитию событий или катастрофический их ход неизбежен?

Она существует в рамках нового познавательного подхода и связана с определением развивающегося глобального кризиса как соответствующей фазы метаморфоза системы "цивилизация". В данной статье предлагается и обосновывается версия рассматриваемой кризисной ситуации как кризиса метаморфоза, кризиса, сопровождающего трансформацию цивилизации в качественно новое состояние, переход ее в качественно новую плоскость бытия.

Метаморфоз с греческого переводится как "превращение" и означает соответственно "превращение одной формы в другую, видоизменение чего-либо". У растений это видоизменение основных органов (корня, листа, стебля, цветов) в связи с изменением функции (а последнее обычно вызывается необходимостью адаптации, приспособления к новым условиям существования). Например, колючки у кактуса - это видоизмененные листья и только с такими листьями он смог выжить в условиях пустыни. У животных это глубокое преобразование организма в период постэмбрионального развития, например, превращение головастика в лягушку или личинки насекомого во взрослую особь, гусеницы в бабочку. Если переопределить такое преобразование в символах системы, то можно будет сказать, что метаморфозом называется скачок в развитии системы, после которого у нее появляются качественно новые свойства.

Подвержены ли преобразованию метаморфоза человеческий организм и сам человек, личность? Да, безусловно, да. В жизни любого человека можно выделить фазы, в рамках которых его организм претерпевает качественные изменения, например, детство, юность, зрелость, старость. Духовная составляющая человека в процессе жизни также бывает подвержена качественным трансформациям в процессе духовных кризисов, духовных перерождений. Но не только: скажем, человек неграмотный и человек образованный имеют (в системной интерпретации) качественно различные наборы свойств. Т. о. и образование и воспитание формируют в человеческой личности качественно новые возможности (хотя кризисом этот процесс назвать, конечно же, нельзя). Кризисом можно назвать ситуацию, когда новые знания, новые представления о действительности входят в острое противоречие со старыми, устоявшимися.

В качестве крупных исторических событий, которые можно рассматривать как своеобразные метаморфозы (т. е. обновление базисного набора свойств системы "общество") и сопровождающих их кризисов можно рассматривать такие события, как:

a) Научные революции (познавательные, культурные кризисы);

b) Технические революции (кризисы технической отсталости);

c) Социальные революции (кризисы существующих форм правового и организационного устройства общества);

В качестве обоснования правомерности применения термина "метаморфоз" к объекту типа "цивилизация" можно взять обычное системное обоснование: цивилизация есть развивающаяся система, способная время от времени (в силу внутренних особенностей и под воздействием внешних факторов) превращаться в систему с качественно новым набором свойств. В какой форме это происходит?

В целостном процессе развития любой живой системы (растения, животного, популяции, цивилизации) можно выделить базовый цикл, который состоит из трех основных фаз:

· Скрытой, латентной фазы (например, внутренней активизации зерна злака до его прорастания, развития эмбриона в утробе животного или человека, процессы в личинке - относительно будущего организма, в который эта личинка превратится).

· Открытой, которой соответствует период бурного роста, завоевание нового пространства, интенсивное освоение доступного ресурса.

· Фазы угасания, старения, смерти.

У некоторых живых систем весь жизненный процесс ограничивается одним циклом (к таким можно отнести растение злака или организм млекопитающего), у других таких циклов два (личинка - взрослое насекомое), ну, а у некоторых количество базовых циклов не ограничено генетически и определяется действием совсем других факторов.

Переход такой системы в процессе развития из латентной фазы в открытую или из одного базового цикла в другой можно также определить и как переход в новое пространство возможностей (головастик может жить только в воде, а лягушка - уже и на суше, гусеница перемещается по земле, а бабочка - в воздухе и т. д.). Иными словами, пространство возможностей живой системы - это часть природы, доступная для извлечения из нее ресурса. Но если для большинства биологических систем пространство возможностей ограничено генетической программой, то для людей (как для отдельной особи, так и для любой организованной группы, вплоть до цивилизации), размеры пространства возможностей определяются наличием соответствующих знаний, позволяющих эксплуатировать ресурсы того или иного сектора действительности. Переход человека в новое пространство возможностей обусловлен появлением у него новых свойств (знаний и методов получения знаний) и является своего рода метаморфозом (в системной интерпретации это самый настоящий метаморфоз, потому что появление нового знания неизбежно влечет за собой изменение общества, влияет на его структуру).

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Особенности социальной работы в системе образования
Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее ...

Приложения
Приложение А Законодательство об образовании ЗАКОН РБ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ) Дата публикации 15-Дек-2004 :. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные термины и и ...

Качество ресурса в целом
Что же, настало время дать характеристику ресурсу в целом, без разделения его на отдельные источники. Как следует из описания источников выше, некоторые из них оказались практически бесполезными и не использовались в работе (а на этапе по ...