Социально-культурные условия формирования культуры семьи в контексте исторического развития
Страница 2

Информация » Социально-культурные технологии формирования культуры семьи » Социально-культурные условия формирования культуры семьи в контексте исторического развития

Семейная жизнь млекопитающих никогда не завершается с рождением потомства. Длительное созревание детеныша требует достаточно продолжительной заботы и обучения со стороны обоих родителей. Однако ни у одного вида животных связь не растягивается на всю жизнь. Только у людей обнаруживаются новые элементы. Так, кроме нежной заботы, диктующейся природой, обычаем и традицией, проступает закономерность усвоения культурных ценностей. Человек обречен обучать своих детей навыкам ручной работы и знанием в искусстве и ремеслах, языку и морали, нормам и этикету. Реализация всех названных задач наилучшим образом осуществляется в рамках кооперации между поколениями: старшим – хранителем, и младшим – потребителем информации. Говоря словами антрополога, «семья – мастерская культурного развития и трансмиссии традиций»[5]. Малиновский подчеркивает, что для этого института функция сохранения и переемственности традиций столь же важна, как и продолжение рода. Не подлежит сомнению, что человек не мог выжить вне культуры, в свою очередь, культура не могла бы функционировать без продолжения рода.

На основании этих научных концепций культуры семьи, можно говорить о выделении общепризнанного традиционного уклада культуры семейных отношений - патриархального. Этот уклад характеризуется главенствующей ролью мужчины в семье. От него зависел процесс и результат усвоения необходимых знаний, умений и навыков подрастающим поколением.

Согласно типологии, предложенной С.И. Голодом в своей работе «Семья и брак: историко-социологический анализ», наиболее архаичный тип семьи именно патриархальный. Ведущие отношения в нем – кровнородственные, прослеживается явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей. В классических работах Л. Моргана и Ф. Энгельса патриархальная семья вычленяется как переходный институт от парной к моногамной модели.

Одна из кардинальных характеристик патриархальной семьи – взаимоотношения мужа и жены. Главенство мужа замыкает круг зависимого положения женщины. Это проявляется главным образом в сосредоточении экономических ресурсов в его руках.

Уникальный памятник литературы XV-XVI вв., свод морально-нравственных законов существования семьи – Домострой, – например, много внимания уделяет распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу. Термин семья в ее современной трактовке Домострой не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое культурное, хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся в отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма. Из текста следует, что в культуре семейных отношений осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…».[6] Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. По своему культурно-правовому положению в семье дети здесь ближе к слугам, чем к родителям. Однако, там же утверждается, что главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. «Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни»[7].

Здесь просматривается другая центральная ось семьи – отношения родители-дети. В патриархальной семье на протяжении многих веков господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводило к неотвратимым санкциям. Согласно Уложению 1649 г., дети не имели права жаловаться на родителей, убийство сына или дочери каралось всего лишь годичным тюремным заключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить «безо всякие пощады». Это неравенство было устранено только в 1716 г., причем Петр I собственноручно приписал к слову «дитя» добавление «во младенчестве», ограждая тем самым жизнь новорожденных и грудных детей. [8]

По свидетельству Р.Я. Внукова, «в крестьянском мировоззрении отсутствует пункт об ответственности родителей перед детьми, но зато ответственность детей перед родителями существует в преувеличенном виде. Отсюда особое почтение крестьян к пятой заповеди: «Чти отца своего и мать свою»[9]. Такие отношения отражали господствующую в обществе иерархичность. Противоречивым примером может являться зависимое положение молодого крестьянина в российской деревне начала XX в. До тех пор, пока он не вступал в брак. В социальном статусе «неженатый» были скрыты ущемленность его прав и социальная неполноценность. Однако прейти в статус взрослого, то есть женатого, также невозможно было без воли родителей.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Причины отклоняющегося поведения детей и подростков.
Микросреда, в которой вращается современный подрос­ток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семь ...

Методы статистических исследований демографической ситуации
Методология демографической статистики включает в себя приемы "Общей теории статистики", что предполагает использование системы таких показателей, как абсолютные, относительные и средние величины; динамические ряды. В приложении ...

Есть ли будущее у нуклеарной семьи?
Современная (объяснительная) демография использует две противоположные парадигмы в рамках которых ставятся и решаются основные проблемы, связанные с тенденциями демографических процессов. Теория демографического перехода в своей содержате ...