Закон трех стадий интеллектуального развития человечества (по Конту)
Страница 2

Информация » Социология О. Конта » Закон трех стадий интеллектуального развития человечества (по Конту)

Анатомически препарируя общество на отдельные социальные структурные элементы, институты, О.Конт особо выделяет семью, государство и религию как то, что играет важнейшую роль в обеспечении органического единства общества, всего человечества. Он считает, что именно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которых складывается общество.

Человек, по его мнению, изначально преимущественно эгоистичен, хотя в его природе наряду с "эгоистически-личностным" имеется и неэгоистическое, "социальное" начало. И вся история человечества у О.Конта представляет собой постепенное преодоление эгоистических наклонностей человека: на ранних этапах развития человечества явно преобладали эгоистические инстинкты людей, которые затем все больше преодолеваются по мере индустриального развития общества, что, в свою очередь ,приведет к распространению и утверждению альтруистических начал в обществе. Одной из важнейших функций семьи как раз и является воспитание молодого человека в духе альтруизма, преодоления врожденного эгоизма, индивидуализма.

Социальная динамика О.Конта - это позитивная теория общественного развития - имеет более историко-философский, нежели социологический характер. Основную идею социальной динамики он видел в постепенном развитии, эволюции человечества. Не отрицая определенную роль в этом и других факторов, которые Конт именовал вторичными (например, раса, климат, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным - духовным , умственным. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются у Конта "состоянием человеческих умов". Он отмечал, "история человеческого ума выступает естественную и постоянную руководительницею всего исторического изучения человечества". Таким образом, закон трех стадий умственного развития (миросозерцания) становится у Конта главным, самым общим и основным законом всей эволюции человечества.

Значение социологии О.Конта определяется прежде всего тем, что он сумел довольно полно синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени. Он впервые:

· обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития;

· определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение;

· поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке;

· обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

Критикуя умозрительный, чисто абстрактный подход к изучению общественной жизни, апеллируя к положительному, опытному знанию к историко-сравнительному методу исследования, признавая эволюционный характер социальных процессов и их закономерность, он оказал сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной сферы научного знания.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Устная и письменная речь
Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функци ...

Понятие социальной организации
Среди элементов структуры общества важное место принадлежит социальным организациям. Это понятие многозначно. В социологической литературе говорят о нескольких его значениях. Во-первых, социальную организацию рассматривают как элемент ст ...

Социальные нормативы
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, дох ...