Закон трех стадий интеллектуального развития человечества (по Конту)Страница 2
Анатомически препарируя общество на отдельные социальные структурные элементы, институты, О.Конт особо выделяет семью, государство и религию как то, что играет важнейшую роль в обеспечении органического единства общества, всего человечества. Он считает, что именно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которых складывается общество.
Человек, по его мнению, изначально преимущественно эгоистичен, хотя в его природе наряду с "эгоистически-личностным" имеется и неэгоистическое, "социальное" начало. И вся история человечества у О.Конта представляет собой постепенное преодоление эгоистических наклонностей человека: на ранних этапах развития человечества явно преобладали эгоистические инстинкты людей, которые затем все больше преодолеваются по мере индустриального развития общества, что, в свою очередь ,приведет к распространению и утверждению альтруистических начал в обществе. Одной из важнейших функций семьи как раз и является воспитание молодого человека в духе альтруизма, преодоления врожденного эгоизма, индивидуализма.
Социальная динамика О.Конта - это позитивная теория общественного развития - имеет более историко-философский, нежели социологический характер. Основную идею социальной динамики он видел в постепенном развитии, эволюции человечества. Не отрицая определенную роль в этом и других факторов, которые Конт именовал вторичными (например, раса, климат, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным - духовным , умственным. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются у Конта "состоянием человеческих умов". Он отмечал, "история человеческого ума выступает естественную и постоянную руководительницею всего исторического изучения человечества". Таким образом, закон трех стадий умственного развития (миросозерцания) становится у Конта главным, самым общим и основным законом всей эволюции человечества.
Значение социологии О.Конта определяется прежде всего тем, что он сумел довольно полно синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени. Он впервые:
· обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития;
· определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение;
· поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке;
· обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.
Критикуя умозрительный, чисто абстрактный подход к изучению общественной жизни, апеллируя к положительному, опытному знанию к историко-сравнительному методу исследования, признавая эволюционный характер социальных процессов и их закономерность, он оказал сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной сферы научного знания.
Статьи по теме:
Структура организаций
Социальная организация — одно из наиболее сложных общественных явлений, обладающее своей специфической структурой. Основной критерий структурирования социальных организаций — степень их формализации, соотношение формального и неформальног ...
Кризисы человеческого сообщества
Современный мировой социум имеет сложнейшую структуру, воспроизведение которой в полном объеме являет собой задачу чрезвычайной сложности. Законченное решение ее пока невозможно, так как в мировом социуме постоянно возникает множество соц ...
Социометрия Морено
Во второй половине 40-х – начале 50-х годов XX века в американской социологии возникает еще одно направление – социометрия – отрасль социально-психологических и социологических исследований межличностных отношений в малых группах, осущест ...