Сексуальная культура как проявление общественной жизни: теоретические подходы и современные тенденции
Страница 4

Информация » Формирование и развитие сексуальной культуры молодежи в подростковом и юношеском возрасте » Сексуальная культура как проявление общественной жизни: теоретические подходы и современные тенденции

В европейском регионе ученые, занимающиеся изучением сексуальных культур, различают три типа сексуальных культур.

В странах Северной Европы, где отношение к сексуальности традиционно терпимое, подростки максимально автономны от старших, половые/гендерные различия резко уменьшаются и существует систематическое сексуальное просвещение, демографическая и эпидемиологическая статистика наиболее благоприятна.

В странах Южной Европы (Италия, Испания, Греция и др.) традиционные стереотипы, влияние родительской семьи и религии сильнее, сексуальное просвещение здесь менее откровенно, сохраняется двойной стандарт и т.д. Однако главные тенденции развития здесь те же самые.

Третья группа стран (условно - Центральной Европы), включающая Англию, Францию и Германию, стоит посредине, причем одни больше тяготеют к первому, а другие - ко второму полюсу. Кроме различий между странами, существуют большие социально-классовые и региональные различия.

Убедившись в неэффективности внешнего контроля за подростковой сексуальностью, педагоги и психологи возложили надежды на сексуальное просвещение. Вначале некоторые думали, что с этим справится родительская семья, но надежды не оправдались.

Родительская семья - важный фактор нравственного и эмоционального воспитания детей, но сексуального образования она не дает и дать не может. Это делают другие социальные институты - общество сверстников, средства массовой информации, а прежде всего - школа, причем акцент делается не на запретах, а на убеждении и просвещении [74].

Общеизвестно, что за последние годы в сексуальном поведении и установках молодежи, прежде всего подростков и юношей, произошли большие изменения, вызывающие растущую социальную озабоченность [75].

Как показывают медико-статистические исследования, половое созревание подростков в большинстве развитых стран происходит сейчас значительно раньше, чем в прошлом столетии, в среднем на два-три года. При этом в городе половое созревание наступает раньше, чем в деревне. На темпах полового созревания сказывается общее ускорение физического развития детей.

В то же время социальная зрелость, личная самостоятельность наступают в большинстве случаев позже (больше времени требуется для получения необходимого образования и т. п.). Факт увеличивающегося разрыва между временем полового созревания и наступлением социальной зрелости является, по-видимому, общим для всех индустриально развитых стран. Значение этого разрыва очень велико [76].

Знаменитый педагог советского периода нашей истории А. С. Макаренко подчеркивал, что половое чувство нельзя рассматривать изолированно от всего процесса развития и формирования личности. «Любовь не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» [27, с.257].

И, само собой разумеется, что физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т. п. пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в интимные отношения. Но от этого до современной половой любви еще бесконечно далеко [28, с.79].

В процессе полового созревания у подростка возникают (и постепенно осознаются как таковые) определенные эротические потребности. Но чувства подростка как бы раздвоены. Его эротическая потребность и потребность в интимности, в духовной близости с другим человеком, еще не слиты в одно: первая направлена на существо другого пола, вторая фиксируется обычно на сверстнике собственного пола, с которым подростка сближают общие переживания (в том числе и сексуальные); недаром юношеская дружба отличается такой высокой степенью интимности, интенсивности и эмоциональности. Представления подростка о любви, предвосхищающие действительный опыт, тоже противоречивы. С одной стороны, он мечтает о возвышенной, чистой любви, с которой не ассоциируется ничто низменное, мелкое. С другой стороны, телесная, физическая сторона любви, «секс», представления о которой почерпнуты большей частью из окружения своих сверстников. Недостаточно квалифицированные лекции и беседы на моральные темы, которые не показывают процесса очеловечения полового чувства, а ограничиваются констатацией того, что «с одной стороны» есть половое влечение, а «с другой стороны» — романтическая любовь, только закрепляют этот «дуализм», в свете которого любовь оказывается лишь красивой иллюзией, морально-психологической надстройкой над низменным по сути своей биологическим влечением. Эти рассуждения, в сущности, представляют собой всего лишь вариацию на старую тему о «божественной любви» и «плотском грехе». Между тем главная суть (и основная трудность) сексуального созревания личности состоит именно в преодолении (психологическом и практическом) этого дуализма.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Фонация
Правильная организация речевого дыхания имеет большое значение для устной речи. Прерывающаяся, захлёбывающаяся речь не производит благоприятного впечатления и даже иногда раздражает слушателей. Кроме того, неправильное речевое дыхание уто ...

Бедность - как социальная проблема России
Многие считают Россию страной с колоссальным масштабом бедности. Общественное мнение справедливо полагает бедность вопиющей проблемой. Ни статистики, ни налоговые инспекторы - никто точно не знает, сколько в стране действительно бедных, ...

Характерные черты социальных институтов.
Под социальным институтом принято понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию взаимоотношения людей. Раскрывая это понятие, мы фиксируем основные черты, присущие социальным институтам. Во-первых, им ...