Молодежь как субъект профессиональной деятельности. Молодёжь
как социально-демографическая группаСтраница 2
Семья |
Образовательные учреждения |
Общественные организации |
Профессиональные сообщества |
Научные коллективы |
Основные институты социализации современной молодежи
Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки.
Современная российская молодежь выросла в пореформенный период, когда роль основных институтов социализации была минимизирована. До последнего времени подрастающее поколение по многим вопросам фактически было предоставлено само себе. Ослабление роли традиционных институтов социализации, уменьшение экономической поддержки и социальной помощи молодежи привело к переоценке ценностей: главным стало материальное при практически снятых ограничениях на способы его достижения.
В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, молодежь – одна из крупных социально-демографических групп российского общества.
Во-вторых, вчерашние выпускники учебных заведений пополняют ежегодно экономически активное население страны. За 1991–1998 гг. высшими учебными заведениями страны было подготовлено 3475,4 тыс. человек, из которых 3399,5 тыс. получили государственные дипломы. За этот период 11337,2 тыс. человек прошли курс профессионального обучения в профессионально-технических и средних специальных учреждениях и поступили на рынок труда.
Наконец, актуальность социализации молодежи определяется сложностью времени, в котором оказалась данная молодежь. Распались ранее созданные молодежные объединения и организации, молодые люди оказались предоставлены самим себе, начался процесс десоциализации, приведший к значительному росту числа молодежи с девиантным поведением. Сегодня ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоев – предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. С другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества.
Названные обстоятельства требуют активизации деятельности по социализации молодежи, воспитания ее гражданских качеств.
Статьи по теме:
Виды социологических исследований
Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналити ...
Факторы производства
В то время как в прошлом труд, земля, сырье и капитал были основными факторами производства в экономике Второй Волны, знания в широком смысле, то есть данные, информация, образы, символы, культура, идеология и ценности, теперь являются це ...
Нахождение прогнозных значений методом наименьших квадратов
Сущность метода наименьших квадратов состоит в минимизации суммы квадратических отклонений между наблюдаемыми и расчетными величинами. Расчетные величины находятся по подобранному уравнению – уравнению регрессии.
Чем меньше расстояние ме ...