Профессия как социокультурная ценность
Страница 1

Несомненно, что человек, если попытаться обозначить все его потребности через одну, интегрирующую, создает свою индивидуальную выраженность через потребность в самореализации и, занимая в социуме то или иное место, фокусирует свои интересы на такой ценности, которая присуща всем, – это ценность социальной значимости. На уровне обыденного сознания люди подчас не осознают до конца эту ценность. В их сознании и практической жизни она распадается на составляющие: знание своего дела, уровень жизни, возможность сохранения здоровья, удовлетворенность или неудовлетворенность властью на ее различных уровнях, «праведность», «справедливость» и др. Какое место в структуре ценности социальной значимости занимает профессия? www.localtransport.ru

Рассматривая этот вопрос, нельзя не сказать о динамике ценностного сознания россиян. Е.И. Башкирова опубликовала интереснейший материал о трансформации ценностей российского общества. Она пишет, что анализ ответов респондентов на вопросы по поводу их ценностных установок позволил выявить следующую иерархию приоритетов россиян : семья, работа, друзья, знакомые, свободное время, религия, политика.

В книге «Динамика ценностей населения реформируемой России» говорится, что в слое бедных представлены разные профессиональные группы, оказавшиеся среди респондентов. «Самую значительную группу составляют рядовые сельские жители, пенсионеры, военные и рабочие, самую незначительную – гуманитарная интеллигенция, работники торговли и предприниматели. Не попали в эту группу бухгалтеры, работники банков, экономисты и т.д. Уровень образования в этой группе довольно низкий. В число беднейших попали почти 25% имеющих среднее образование, 6,2% – среднее образование, 5,5% – незаконченное высшее и только 2,1% высшее образование.

Нам представляется особенно важным указать в данной работе, что механизму формирования определенных систем ценностей как коллективных представлений в современном обществознании не уделяется должного внимания. А ведь динамика ценностей есть не что иное, как динамика коллективных представлений, которые, как давно известно социологам, обладают не только продолжительной устойчивостью, «долгожительством», но и развертываются в онтологическом поле социума по своим законам, изменяя это поле независимо от индивидуальных сознаний. Э. Дюркгейм называл коллективные представления объективно существующим социальным фактом. Тем не менее, коллективное представление, независимое и не вытекающее из индивидуальных представлений, порождается все же «действиями и противодействиями» элементарных индивидуальных представлений, которые в свою очередь конституированы как социальной тканью, так и уже имеющимися представлениями. «Разумеется, их автономия может быть лишь относительной, в природе не существует такой сферы, которая не зависела бы от другой сферы; следовательно, нет ничего более абсурдного, чем возводить психическую жизнь в нечто вроде абсолюта, который появляется ниоткуда и не связан с остальной частью вселенной».

Несомненно, понятие «коллективные представления» шире, чем понятие «ценность». Коллективные представления – это целый жизненный мир. Э. Дюркгейм выводил формальные и содержательные признаки коллективного сознания для органического типа солидарности. К формальным он относил малый объем, низкую интенсивность, низкую определенность, большой простор для индивидуальной инициативы и рефлексии. К содержательным – возрастающую светскость, ориентированность на человека, приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости, абстрактность и общий характер.

В России в результате изменения общественного устройства при переходе от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных отношениях, произошла стремительная дезинтеграция общественных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами. Наблюдается расшатывание нормативно-ценностных систем старого сознания под воздействием пропаганды идей и принципов нового политического мышления.

Формирование новой системы ценностей в условиях ослабления политического и идеологического прессинга сопровождается критическим осмыслением старых, присущих обществу социалистического типа ценностей, вплоть до полного их отрицания. К сожалению, такой подход часто приводит к отрицанию всего опыта предшествующего поколения. В связи с этим в современной литературе многие авторы говорят о кризисе ценностей в российском обществе. Ценности в посткоммунистической России действительно противоречат друг другу. Нежелание жить по-старому сочетается с разочарованием в новых идеалах, которые оказались для многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Происходящие перемены, связанные с реставрацией частнособственнических отношений привели и приводят к ослаблению духовных ориентаций масс, связанных с идеями социальной справедливости и равенства.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Методологические и методические проблемы социального прогнозирования
Все методы социального прогнозирования основаны на трех взаимосвязанных способах получения информации о будущем. [13,51,54] Во-первых, это экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящ ...

Основы социального прогнозирования
Для российского общества, пережившего социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного видения развития, перспектив стало одной из акт ...

Социальная помощь и социально-педагогическая деятельность
Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категор ...