Содержание социальных функций органов местного самоуправления

Информация » Социальная политика в государственном и муниципальном управлении » Содержание социальных функций органов местного самоуправления

Социальные функции органов местного самоуправления сложны и многогранны, связаны с обеспечением условий жизнедеятельности людей в местах их проживания, где все предметно, конкретно и персонифицировано. В этом заключается источник множества проблем, противоречий и трудностей, в том числе при проведении сильной социальной политики – федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По мере возрастания масштабов и сложности социальных функций потребовалось их соответствующее закрепление за уровнями управления обществом двух видов социального регулирования – федеральным центром, республиками в составе России, областями и краями, автономными образованиями (округами и областью), а также более 11 тысячами структур местного самоуправления.

Такого рода процессы воспроизводятся не только в Российской Федерации, но и во многих других государствах. Это, однако, не означает их некую содержательную унификацию. Наоборот, речь идет о поисках оптимального способа управленческого воздействия. В одних случаях это имеет наиболее высокие результаты при централизации каких-либо функций, в других, наоборот, максимум пользы можно получить при переносе центра тяжести в их осуществлении на региональный и нижележащий уровень организации.

Многолетняя отечественная и зарубежная практика позволила сформулировать принцип субсидарности или выделенной компетентности. Его суть в том, что часть функции по регулированию процессов жизнедеятельности в стране реализуется законодательными и исполнительными органами федерального центра, часть – субъектами Российской Федерации, а часть вопросов переданы для разрешения местными органами представительной и исполнительной власти. Принято, в частности, что вопросы пенсионного обеспечения, высшего образования и др. в основном решаются органами федеральной власти. Проблемы дошкольного воспитания, досуговой деятельности, поддержания санитарного состояния, пожарной безопасности и охраны общественного порядка лучше решать на местном уровне. В соответствии с этим принципом разрешаются также вопросы материального и финансового обеспечения социальных мероприятий.

Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 20036 г. №131-ФЗ к социальным вопросам местного значения, разрешаемых в поселениях, отнесены:

- обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями из социального жилого фонда, осуществление первичных мер пожарной безопасности, сохранение на территории поселений городских (сельских) памятников истории культуры, условий для развития массовой физической культуры;

- организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения жителей поселений, водоотведения, уличного освещения, снабжения населения топливом, ритуальных услуг и содержания мест захоронения и др., транспортного, библиотечного обслуживания, благоустройства, озеленения и санитарной очистки городов, сел и поселков;

- участие в установлении (в соответствии с федеральным законом) опеки и попечительства жителей, предупреждении и ликвидации последствий локальных и местных чрезвычайных ситуаций в границах поселений, планировании застройки, территориального зонирования земель, проведении оценки стоимости земельных участков в границах поселений и др.

К основным вопросам социального характера, подлежащим разрешению в муниципальных районах, отнесены:

- опека и попечительство, организация предоставления дошкольного, начального, общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования (за исключением финансового обеспечения учебного процесса, включая оплату труда педагогических работников, в соответствии с установленными федеральными законами, минимальными общенациональными стандартами качества образования);

- оказание скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), стационарной и амбулаторной первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, родовспоможения.

Аналогичны вышеперечисленным, социальные функции органов власти городских округов. Основные функции, исходящие от органов управления и нацеленные на жизнедеятельность людей – городах и поселениях. Однако, согласно принципу супсидиарности, местная власть в решении одних проблем принимает участие посредством создания условий, в других – соучастием, в третьих – осуществляет контроль, в четвертых – всю организацию дела берет на себя и т.п.


Статьи по теме:

Наркоситуация и алкоголизация в России. Оценка нижней границы фактического числа наркозависимых в регионах России
С использованием модельного аппарата был проведен расчет фактического числа наркозависимых по федеральным округам и субъектам Российской Федерации в период 2000 – 2004 годы. При этом в качестве величины фактического числа наркозависимых б ...

Особенности бедности в России
Увеличение доли бедных в стране в конце XX – начале XXЙ века, как известно, было связано с кризисным спадом производства, резким снижением трудовых доходов и возникновением массовой безработицы на фоне радикальных экономических реформ и я ...

Опытно-экспериментальное изучение формирования правовой культуры у воспитанников, оставшихся без попечения родителей. Изучение опыта работы в Центрах помощи детям по формированию правовой культуры
Внедрение передового опыта организации работы по вопросам повышения правовой культуры воспитанников является важнейшей составляющей по повышению правовой культуры, в том числе и правовому обучению. О.В. Заяц в своем труде «Опыт организац ...