Содержание социальных функций органов местного самоуправления
Социальные функции органов местного самоуправления сложны и многогранны, связаны с обеспечением условий жизнедеятельности людей в местах их проживания, где все предметно, конкретно и персонифицировано. В этом заключается источник множества проблем, противоречий и трудностей, в том числе при проведении сильной социальной политики – федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
По мере возрастания масштабов и сложности социальных функций потребовалось их соответствующее закрепление за уровнями управления обществом двух видов социального регулирования – федеральным центром, республиками в составе России, областями и краями, автономными образованиями (округами и областью), а также более 11 тысячами структур местного самоуправления.
Такого рода процессы воспроизводятся не только в Российской Федерации, но и во многих других государствах. Это, однако, не означает их некую содержательную унификацию. Наоборот, речь идет о поисках оптимального способа управленческого воздействия. В одних случаях это имеет наиболее высокие результаты при централизации каких-либо функций, в других, наоборот, максимум пользы можно получить при переносе центра тяжести в их осуществлении на региональный и нижележащий уровень организации.
Многолетняя отечественная и зарубежная практика позволила сформулировать принцип субсидарности или выделенной компетентности. Его суть в том, что часть функции по регулированию процессов жизнедеятельности в стране реализуется законодательными и исполнительными органами федерального центра, часть – субъектами Российской Федерации, а часть вопросов переданы для разрешения местными органами представительной и исполнительной власти. Принято, в частности, что вопросы пенсионного обеспечения, высшего образования и др. в основном решаются органами федеральной власти. Проблемы дошкольного воспитания, досуговой деятельности, поддержания санитарного состояния, пожарной безопасности и охраны общественного порядка лучше решать на местном уровне. В соответствии с этим принципом разрешаются также вопросы материального и финансового обеспечения социальных мероприятий.
Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 20036 г. №131-ФЗ к социальным вопросам местного значения, разрешаемых в поселениях, отнесены:
- обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями из социального жилого фонда, осуществление первичных мер пожарной безопасности, сохранение на территории поселений городских (сельских) памятников истории культуры, условий для развития массовой физической культуры;
- организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения жителей поселений, водоотведения, уличного освещения, снабжения населения топливом, ритуальных услуг и содержания мест захоронения и др., транспортного, библиотечного обслуживания, благоустройства, озеленения и санитарной очистки городов, сел и поселков;
- участие в установлении (в соответствии с федеральным законом) опеки и попечительства жителей, предупреждении и ликвидации последствий локальных и местных чрезвычайных ситуаций в границах поселений, планировании застройки, территориального зонирования земель, проведении оценки стоимости земельных участков в границах поселений и др.
К основным вопросам социального характера, подлежащим разрешению в муниципальных районах, отнесены:
- опека и попечительство, организация предоставления дошкольного, начального, общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования (за исключением финансового обеспечения учебного процесса, включая оплату труда педагогических работников, в соответствии с установленными федеральными законами, минимальными общенациональными стандартами качества образования);
- оказание скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), стационарной и амбулаторной первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, родовспоможения.
Аналогичны вышеперечисленным, социальные функции органов власти городских округов. Основные функции, исходящие от органов управления и нацеленные на жизнедеятельность людей – городах и поселениях. Однако, согласно принципу супсидиарности, местная власть в решении одних проблем принимает участие посредством создания условий, в других – соучастием, в третьих – осуществляет контроль, в четвертых – всю организацию дела берет на себя и т.п.
Статьи по теме:
Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки
Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. К этому явлению нельзя привыкнуть, но с ним приходиться мириться. Намного сложнее спокойно относиться к тому, что с каждым годом при живых родителях становится все больше сирот, та ...
Целевой отбор
Иногда социологи вынуждены применять не основанные на вероятностях выборки. Отбор в этом случае базируется не на принципе рандомизации, а на следовании тем или иным субъективным критериям — доступности, типичности, равного представительст ...
Изучение престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к
профессиям
Разрешение проблем, связанных с обретением занятия и статуса молодежью, как уже отмечалось, предполагает учет и объективных потребностей общества в кадрах по профессиям, и субъективного отношения к тем или иным видам труда, занятиям, спец ...