Основные группы ценностных ориентаций современного
российского студенчестваСтраница 2
Студенчество считает, что " .рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций . Однако реализация предоставляемых рынком возможностей . напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов"[37]. Большинство студентов намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики[38]. Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и др. элите. Многие студенты утверждают, что, закончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода.[39]
Особое значение имеет то, что новое поколение учится "делать" деньги в условиях "дикого" рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, презрение к созидательному труду.[40].
2) Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.
Этические ценностные ориентации у студентов распределяются по вертикальной оси "утилитаризм — духовность" и горизонтальной оси "коллективизм – индивидуализм".
В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, согласно которой человек должен следовать естественным (а понимается еще хуже - стихийным) законам природы и общества (в частности и, прежде всего, в экономике) как высшему проявлению мудрости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно. Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан с утратой духовных идеалов, засильем бездуховных подделок массового искусства, "которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи".[41] И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, само высшее образование и высокий культурный статус студенчества накладывает на него печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается "противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры"[42].
Коллективистская ориентация студенчества слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью[43].
Доминантным мировоззренческим комплексом современного студента является индивидуализм. Обычный студент — молодой человек в возрасте до 25 лет: зациклен на себе; занят самопознанием; психологически одинок и отчужден от родителей; озабочен вопросом полового самоопределения; переживает неопределенность будущего в сочетании с временностью настоящего; испытывает страх выделиться и боязнь раствориться.[44] В результате увеличивается количество студентов, нуждающихся в психологической поддержке. Агрессивные, застенчивые, сексуально озабоченные, тревожащиеся были всегда, но сегодня уже заметно влияние этих личностных характеристик на учебный процесс.[45]
Статьи по теме:
Трудности жизнедеятельности детей-сирот
По мнению исследователей, одной из самых острых и в настоящее время неразрешимых проблем является именно закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.
Воспитанники таких у ...
Забота о пожилых и инвалидах - социальный императив
государства
Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности - первейшее требование любого цивилизованного государства. Оно гарантируется и нашей Конституцией (статья 39). В статье говорится, что законом устанавливаются государстве ...
Динамика миграционного оттока из России
По оценкам Госкомстата в 90-е годы из России ежегодно уезжало до 250 тыс. человек. Среди них от 100 до 125 тыс. высококвалифицированных специалистов, что негативно отражалось на трудовом и профессиональном потенциале России. При этом особ ...