Инновационная технология терапии воспоминаниями в практике социокультурной реабилитацииСтраница 1
Одним из перспективных способов социальной помощи является использование пожилыми людьми собственных ресурсов, среди которых немаловажное значение приобретают воспоминания. Воспоминания как внутренние, идеальные, благоприобретенные в течение жизни ресурсы способны компенсировать утрату пожилыми людьми прежних социальных ролей и актуализировать новые, поддерживать высокий уровень самооценки и помочь в поиске смысла жизни в пожилом возрасте. Использование воспоминаний способствует восприятию пожилого человека в качестве субъекта социального действия, которому присущи активность, опора на внутренний мир, способность к изменению, саморазвитию, видению перспективы, многомерности существования. Сами пожилые люди не только хотят быть объектом помощи, но и сами стремятся помогать другим, быть полезными.
Воспоминания эмоционально восполняют жизнь пожилого человека, являясь хорошей формой психологической адаптации, способствуя эмоциональному и интеллектуальному комфорту и спасая от одиночества и депрессии.
В Бюджетном учреждении социального обслуживания Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Дом - интернат для престарелых и инвалидов "Дарина" г. Советский в 2009 году был разработан и реализовывается проект «Листая памяти страницы…». В рамках проекта с использованием биографического метода социальной работы планируется создавать сборники воспоминаний граждан, проживающих в учреждении. Уже создано 4 выпуска по результатам анализа сведений, собранных в банке информационных данных, и проведения серии индивидуальных собеседований с авторами. Эта технология терапии воспоминаниями реализуется для успешного восстановления личности, престижа в собственных глазах и в глазах окружающих. Применение терапии воспоминаний позволяет проводить коррекцию внутренней картины болезни, коррекцию отношения к друзьям, обществу в целом, формировать позитивное мировоззрение, даёт возможность провести оценку себя и окружающих.
При реализации проекта преследуются следующие задачи:
1.
Закрепление информации о проживающих дома-интерната, внесших вклад в историю страны и жизнь дома-интерната.
2.
Воспитание уважительного отношения к пожилым людям и инвалидам.
3.
Создание условий для повышения адаптивного потенциала пожилых людей.
4.
Организация мероприятий по содействию в кризисных ситуациях жизни и снижение до минимума негативных последствий утраты прежнего «социального лица».
Значимостьреализации такого проекта в стационарном учреждении социального обслуживания обуславливается тем, что воспоминания как внутренние, идеальные, благоприобретенные в течение жизни ресурсы способны компенсировать утрату пожилыми людьми прежних социальных ролей и актуализировать новые, поддерживать высокий уровень самооценки и помочь в поиске смысла жизни в пожилом возрасте.
Новизна
идеи заключается в применении технологии использования воспоминаний, которые способствуют восприятию пожилого человека в качестве субъекта социального действия, которому присущи активность, опора на внутренний мир, способность к изменению, саморазвитию, видению перспективы, многомерности существования.
Статьи по теме:
Механизмы социализации
Отдельного рассмотрения требуют социально-психологические воздействия, действующие на микроуровне, то есть на уровне непосредственного ближайшего окружения индивида, играющего роль институтов социализации. Эти неорганизованные социализиру ...
Основания для выплаты пособия по безработице
Пособие по безработице назначается и выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, со дня признания их безработными. Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением числен ...
Опытно-экспериментальное изучение формирования
правовой культуры у воспитанников, оставшихся без попечения родителей. Изучение опыта работы в Центрах помощи
детям по формированию правовой культуры
Внедрение передового опыта организации работы по вопросам повышения правовой культуры воспитанников является важнейшей составляющей по повышению правовой культуры, в том числе и правовому обучению.
О.В. Заяц в своем труде «Опыт организац ...