Показатели потребления населением товаров и услуг
Страница 1

Информация » Статистический анализ уровня жизни населения Чувашской республики » Показатели потребления населением товаров и услуг

В структуре потребления выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары), услуги материальные (ремонт одежды, обуви, предметов бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (медицинские, образовательные, культуры и т.п.). Услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные). Основным показателем потребления является уровень индивидуального потребления, характеризующий средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения. Он исчисляется как для населения в целом, так и по отдельным социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий и другим признакам. Расчет уровня индивидуального потребления выполняется следующим образом:

для отдельных видов товаров и услуг

Y=;

для общего объема потребления

Y=,

где q – годовой объем потребленных отдельных видов товаров или услуг; qp – общий объем потребленных товаров и услуг в стоимостном выражении; - среднегодовая численность населения.

Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовлетворения населения в данном товаре

=,

где - фактическое потребление товара в среднем на душу населения; - нормативный уровень потребления данного товара с среднем на душу населения.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

общего потребления какого-либо товара

=,

где и - объемы потребления отдельных товаров в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно;

среднедушевого потребления отдельного товара

==, или =,

где и - среднегодовая (соответственно отчетная и базисная) численность населения.

Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение соответственного общего и среднедушевого потребления данного товара:

∆q=∑q1-∑q0 и ∆=-.

Индивидуальные индексы потребления населением отдельных видов услуг, как общие, так и среднедушевые, исчисляются по стоимостной оценке:

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Латентные функции социальных институтов
Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и во ...

Преступность
По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный ф ...

Формальные и неформальные лидеры в группе. Групповые нормы, ценности
Неформальный лидер - тот, кто в силу разнообразных причин имеет большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности. Три основных стиля лидерства: Силовик, Тактик, Мотиватор. С одной стороны, навык неформального лид ...