Показатели потребления населением товаров и услуг
Страница 1

Информация » Статистический анализ уровня жизни населения Чувашской республики » Показатели потребления населением товаров и услуг

В структуре потребления выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары), услуги материальные (ремонт одежды, обуви, предметов бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (медицинские, образовательные, культуры и т.п.). Услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные). Основным показателем потребления является уровень индивидуального потребления, характеризующий средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения. Он исчисляется как для населения в целом, так и по отдельным социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий и другим признакам. Расчет уровня индивидуального потребления выполняется следующим образом:

для отдельных видов товаров и услуг

Y=;

для общего объема потребления

Y=,

где q – годовой объем потребленных отдельных видов товаров или услуг; qp – общий объем потребленных товаров и услуг в стоимостном выражении; - среднегодовая численность населения.

Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовлетворения населения в данном товаре

=,

где - фактическое потребление товара в среднем на душу населения; - нормативный уровень потребления данного товара с среднем на душу населения.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

общего потребления какого-либо товара

=,

где и - объемы потребления отдельных товаров в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно;

среднедушевого потребления отдельного товара

==, или =,

где и - среднегодовая (соответственно отчетная и базисная) численность населения.

Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение соответственного общего и среднедушевого потребления данного товара:

∆q=∑q1-∑q0 и ∆=-.

Индивидуальные индексы потребления населением отдельных видов услуг, как общие, так и среднедушевые, исчисляются по стоимостной оценке:

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Современный этап в развитии социологии управления
Рассматривая процесс возникновения и развития социологии управления, можно выделить несколько этапов. Первый правильнее назвать досоциологическим. В его рамках развитие идей управления может быть доведено вплоть до зарождения социологии к ...

Демассификация
Постиндустриальное возвышение индивидуальности - оборотная сторона демассификации. Она приобретает различные формы и заявляет о себе во всех областях человеческой деятельности. В средствах массовой коммуникации она проявляется в росте чис ...

Снижение миграционной подвижности населения
Затухающий миграционный прирост населения России происходит на фоне постепенного сокращения размеров миграционного движения населения. В 2002 году общий объем миграций (сумма прибывших и выбывших) составил 4,3 млн. человек, в т.ч. 2,2 млн ...