Ошибки статистического наблюденияСтраница 1
Любое статистическое наблюдение, как бы тщательно оно не готовилось, допускает наличие в собранной информации ошибок, которые необходимо своевременно устранить.
Ошибками наблюдения называются расхождения между данными наблюдения и фактическими значениями признаков исследуемого явления
. Ошибки наблюдения разнообразны по происхождению и своему содержанию.
В зависимости от причин возникновения различают следующие виды ошибок:
• методические ошибки;
• ошибки регистрации;
• ошибки репрезентативности (представительности).
Методические ошибки возникают в результате использования несовершенных методик, неправильных теоретических концепций, лежащих в основе исследования.
Ошибки регистрации возникают
при получении данных об отдельных единицах совокупности вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения или неправильной их записи
. Они подразделяются на:
-объективные
(непреднамеренные) причиной появления которых является неправильное восприятие наблюдаемых фактов, неисправность измерительных приборов и неправильная регистрация. Такие ошибки являются результатом добросовестного заблуждения регистратора;
- субъективные
(преднамеренные) ошибки, возникающие по причине сознательного искажения фактов. К ним относятся всевозможные преднамеренные ошибки и приписки, при которых опрашиваемый преднамеренно сообщает неправильные сведения; регистратор преднамеренно воздействует на респондента с целью получения нужного ответа; регистратор преднамеренно искажает в формулярах результаты наблюдения.
Ошибки репрезентативности (представительности)
характерны только для несплошного наблюдения. Они возникают в результате того, что состав отобранной для обследования части единиц совокупности (выборки) не полностью отражает состав и свойства всей изучаемой совокупности,
несмотря на то, что регистрация сведений по каждой отобранной единице была проведена точно.
По форме проявления (по влиянию на результат) ошибки делятся на:
• систематически;
• случайные
.
Систематические ошибки
возникают по какой-то определенной причине и вызывают одностороннее искажение значений признака у наблюдаемых единиц (увеличение или уменьшение). Они очень опасны, так как величина показателя, рассчитанная в целом по всей совокупности будет включать накопленную ошибку.
Случайные ошибки
являются результатом действия различных случайных факторов. Они не имеют какой-либо направленности. В больших совокупностях в результате действия закона больших чисел эти ошибки взаимно погашаются и не оказывают существенного влияния на точность наблюдения. Оба вида ошибок в любом исследовании выступают совместно и составляют совокупную ошибку наблюдения
Δ:
Δ=σ+ε;
где σ - систематическая ошибка наблюдения,
ε - случайная ошибка наблюдения.
Для выявления и исправления ошибок, данные наблюдения необходимо тщательно контролировать.
Процедура контроля сводится к следующему:
• Проверка материалов наблюдения на полноту и правильность оформления. Проверяется полнота охвата статистических единиц наблюдения, правильность заполнения каждого формуляра.
• Арифметический (счетный) контроль. Этот вид контроля основан на использовании количественных связей между показателями, которые могут быть проверены арифметическими действиями. Такие связи обычно отражаются в заголовках граф или строк формуляров. Например, графа x = графа y - графа z и т.д. Арифметический контроль используется для проверки итоговых данных, с его помощью устанавливается наличие ошибки.
• Логический контроль основан на использовании логической взаимосвязи показателей, установлении логического соответствия между ними. Он не выявляет ошибки наблюдения, а лишь ставит под сомнение правильность полученных данных. Логический контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы наблюдения путем их логического осмысления или сравнения полученных данных с другими источниками по данному вопросу. Классическим примером логического контроля является соответствие данных при переписи населения о возрасте, образовании и семейном положении.
Статьи по теме:
Трудовая мотивация как фактор выбора профессии
Большинство ученых, занимающихся исследованием трудовой мотивации, и руководителей предприятий разделяют мнение, что люди работают по найму, чтобы получить прежде всего материальное вознаграждение. Однако мнения расходятся, когда встает б ...
Основные направления работы социального педагога с малообеспеченными
семьями
К основным направлениям работы социального педагога с малообеспеченными семьями можно отнести:
- выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений, ...
Интернет технологий в системе оказания социальной помощи безработным. Анализ опыта служб занятости Европы и
мобильности рабочей силы
Глобализация существенным образом повлияла на занятость в отдельных секторах экономики, поэтому все большему числу людей приходится адаптироваться к смене места работы или профессии. Рост мобильности рабочей силы — как в случае смены рабо ...