Ошибки статистического наблюдения
Страница 1

Любое статистическое наблюдение, как бы тщательно оно не готовилось, допускает наличие в собранной информации ошибок, которые необходимо своевременно устранить.

Ошибками наблюдения называются расхождения между данными наблюдения и фактическими значениями признаков исследуемого явления

. Ошибки наблюдения разнообразны по происхождению и своему содержанию.

В зависимости от причин возникновения различают следующие виды ошибок:

методические ошибки;

ошибки регистрации;

ошибки репрезентативности (представительности).

Методические ошибки возникают в результате использования несовершенных методик, неправильных теоретических концепций, лежащих в основе исследования.

Ошибки регистрации возникают

при получении данных об отдельных единицах совокупности вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения или неправильной их записи

. Они подразделяются на:

-объективные

(непреднамеренные) причиной появления которых является неправильное восприятие наблюдаемых фактов, неисправность измерительных приборов и неправильная регистрация. Такие ошибки являются результатом добросовестного заблуждения регистратора;

- субъективные

(преднамеренные) ошибки, возникающие по причине сознательного искажения фактов. К ним относятся всевозможные преднамеренные ошибки и приписки, при которых опрашиваемый преднамеренно сообщает неправильные сведения; регистратор преднамеренно воздействует на респондента с целью получения нужного ответа; регистратор преднамеренно искажает в формулярах результаты наблюдения.

Ошибки репрезентативности (представительности)

характерны только для несплошного наблюдения. Они возникают в результате того, что состав отобранной для обследования части единиц совокупности (выборки) не полностью отражает состав и свойства всей изучаемой совокупности,

несмотря на то, что регистрация сведений по каждой отобранной единице была проведена точно.

По форме проявления (по влиянию на результат) ошибки делятся на:

систематически;

случайные

.

Систематические ошибки

возникают по какой-то определенной причине и вызывают одностороннее искажение значений признака у наблюдаемых единиц (увеличение или уменьшение). Они очень опасны, так как величина показателя, рассчитанная в целом по всей совокупности будет включать накопленную ошибку.

Случайные ошибки

являются результатом действия различных случайных факторов. Они не имеют какой-либо направленности. В больших совокупностях в результате действия закона больших чисел эти ошибки взаимно погашаются и не оказывают существенного влияния на точность наблюдения. Оба вида ошибок в любом исследовании выступают совместно и составляют совокупную ошибку наблюдения

Δ:

Δ=σ+ε;

где σ - систематическая ошибка наблюдения,

ε - случайная ошибка наблюдения.

Для выявления и исправления ошибок, данные наблюдения необходимо тщательно контролировать.

Процедура контроля сводится к следующему:

• Проверка материалов наблюдения на полноту и правильность оформления. Проверяется полнота охвата статистических единиц наблюдения, правильность заполнения каждого формуляра.

• Арифметический (счетный) контроль. Этот вид контроля основан на использовании количественных связей между показателями, которые могут быть проверены арифметическими действиями. Такие связи обычно отражаются в заголовках граф или строк формуляров. Например, графа x = графа y - графа z и т.д. Арифметический контроль используется для проверки итоговых данных, с его помощью устанавливается наличие ошибки.

• Логический контроль основан на использовании логической взаимосвязи показателей, установлении логического соответствия между ними. Он не выявляет ошибки наблюдения, а лишь ставит под сомнение правильность полученных данных. Логический контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы наблюдения путем их логического осмысления или сравнения полученных данных с другими источниками по данному вопросу. Классическим примером логического контроля является соответствие данных при переписи населения о возрасте, образовании и семейном положении.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Региональные проблемы социальной политики.
Цель исследования: выявить отношение населения к проводимой государством социальной политике в общем, и к ее реализации в нашем регионе в частности. Задачи: 1. охарактеризовать основные региональные проблемы социальной политики нашего г ...

Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества
Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы. Они, в соответствии с триадой "вечных ценностей" - Истина, Добро, Красот ...

Особенности социальной работы в системе образования
Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее ...