Оппозиционные методологические стратегии в социологииСтраница 4
Третья пара оппозиционных стратегий — функционалистский и конфликтный подходы — характеризует общество по иному критерию: преобладают ли в обществе силы, способствующие поддержанию равновесия, устойчивого его состояния, или же общество постоянно изменяется, общественные системы разрушаются под воздействием противоречий и конфликтов.
Функционалистекая методология сопровождает социологию на всем пути ее становления и развития. Суть данной методологии состоит в том, что те или иные общественные явления рассматриваются с точки зрения того, какую роль (функцию) они выполняют в поддержании общества, понимаемого как целостная социальная система. Так, Эмиль Дюркгейм исследовал роль разделения труда в жизни общества, в поддержании его единства. "Спрашивать, какова функция разделения труда, — пишет он, — значит исследовать, каким потребностям оно соответствует"10. При этом, как отмечает далее Э.Дюркгейм, идея соответствия не может быть выражена термином "результат" или "следствие". Она лучше всего может быть выражена словом "роль" или "функция".
Функционализм имеет различные разновидности и формы. На различных этапах развития функционализм был связан с разными сферами человеческого знания, принимая тот или иной вид, пользовался популярностью в различной степени. Функционализм О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма сменился структурно-функциональным анализом ("функциональным императивизмом") Т.Парсонса, затем функциональным структурализмом Роберта Мертона. Тем не менее общим у всех теорий, использующих функционалистскую методологию, было то, что внимание сосредоточивалось на факторах и механизмах, способствующих "поддержанию порядка" в обществах.
Известный американский социолог Джонатан Тернер считает, что решение "проблемы порядка", выдвинутой Томасом Гоббсом еще в XVII веке, так или иначе вдохновляло социологов, стимулировало развитие социологических теорий. Проблема состояла в том, чтобы ответить на следующий вопрос: "как можно создать и сохранить хотя бы какое-то подобие порядка и организации?". Однако социология занималась не только этим. Социологическое теоретизирование означало проявление интереса к тому, "как создаются, сохраняются и изменяются модели социальной организации". Функционалистский же подход всегда критиковался за то, что использующие его социологи не уделяли внимание происходящим в обществе изменениям и практически не могли их объяснить, недооценивали факторы, ведущие социальные системы к гибели. То и другое как раз и находилось в поле зрения социологов, использующих конфликтный подход.
Конфликтную методологию связывают прежде всего с именем К.Маркса. Его "модель конфликта революционного класса и социального изменения", благодаря которой он создал определенный образ социальной организации, "оказывает значительное влияние на современную социологическую теорию". Так же, как и функционализм, "конфликтный" подход имеет свои разновидности, многообразные проявления. В одних случаях внимание сосредотачивается на непримиримости противоборствующих сил и выявлении факторов, разрушающих социальные системы (диалектические теории конфликта Карла Маркса и Ральфа Дарендорфа). В других конфликтующие силы анализируются в аспекте преодоления противоречий и сохранения относительного равновесия (конфликтный функционализм Георга Зиммеля и Льюиса Козера). Однако тот факт, что преимущественное внимание сосредотачивается именно на конфликтующих факторах, обусловливает содержание теорий, используемые для описания и анализа общества понятия.
Статьи по теме:
Телегония и рассизм
Рассмотрим образование сословий (рас) в России. В период родовой демократии, в период разложения родового строя роль и значение народного собрания начинает падать. Старейшины уже начинают решать самостоятельно ряд вопросов, бывших ранее в ...
Проституция несовершеннолетних, как социально-педагогическая проблема в России
Термин “проституция” происходит от латинского prostitutio - осквернение, обесчестить. Проституция (вступление в половую связь за плату) – это одна из разновидностей половой деморализации, другими проявлениями которой считаются вступление ...
Элитное образование и социальная справедливость
Вопрос о дифференциации образования, о справедливости или несправедливости существования элитных школ довольно продолжительное время обсуждается в мировой литературе по социологии образования. В ней выявились два альтернативных подхода. Э ...