Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей с ОПФР
Страница 1

Информация » Факторы социализации и социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе » Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей с ОПФР

Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Однако бесспорно признано наличие деструктивных изменений в таких семьях, воспитывающих детей с особенностями развития. И, в связи с тем, что именно в семье складываются первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми, необходимо тщательное изучение таких семей.

В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт социального общения часто играют решающую роль в развитии ребенка.

Ребенок с физическими и умственными ограничениями занимает особое место в обществе, среди других людей, если сравнить его с нормально развивающимися детьми. Со стороны окружающих к нему складывается специфическое отношение. Ребенок ограничен в проявлениях собственной активности (физической, умственной, активности в общении), он также реализует особые отношения с окружающими, потому что нуждается в большем внимании, заботе и уходе, особых условиях обучения и воспитания. По отношению к такому ребенку легко формируется позиция гиперопеки, когда взрослые выполняют за ребенка, вместо ребенка даже то, что объективно он способен выполнить самостоятельно [88, с.49]. Эта позиция формируется потому, что ребенок действительно объективно не может выполнять различные действия, не владеет многими умениями по возрасту, со стороны окружающих уменьшаются требования к ребенку, снижаются социальные ожидания относительно его достижений. Ребенок довольно быстро усваивает позицию опекаемого, и сам стремится к ее реализации. Наблюдается взаимное влияние друг на друга ребенка и взрослого; ребенок демонстрирует, сниженные возможности, а взрослый вынужден учитывать это в своем поведении по отношению к ребенку. Дети с нарушениями в развитии являются менее активными и менее инициативными, поэтому инициатива больше принадлежит матери, а не ребенку. Матери становятся более активными еще и потому, что они стремятся сохранить некоторое подобие протекания взаимодействия, реализуя свое желание видеть ребенка таким же, как его нормально развивающиеся сверстники, и своими действиями моделируя его поведение. Повышенная активность матери является такжерезультатом ее представления о ребенке как о слабом и беспомощном, и в этих случаях матери демонстрируют гиперопеку по отношению к нему [18, с.50].

Нарушения в процессе раннего взаимодействия проявляются и в том, что взрослые неспособны прочитать «сигналы», посылаемые им ребенком, и обеспечить на их основе оптимальное общение с ребенком, особенно если это ребенок с недостатками в физическом и умственном развитии. Если в норме с развитием ребенка увеличивается очередность взаимодействия матери и ребенка в диаде, то в ситуации аномального ребенка с увеличением его возраста диады становятся менее успешными во взаимной адаптации и регуляции поведения.

Результатом отсутствия подстройки во взаимодействии является и информационная перегрузка детей за счет «перестимуляции» и «передоминирующего» поведения матери, что может привести к стрессу у детей. Таким образом, взаимодействие матери и ребенка с физическими и умственными недостатками строится по принципу «замкнутого круга»: матери становятся более активными по мере того, как ребенок остается неактивным и неотзывчивым. Активность взрослого непродуктивна, так как она приводит к меньшей, а не к большей реакции со стороны ребенка [1, с.82]. В то же время если родители становятся более чувствительными к сигналам младенцев и лучше предсказывают их поведение, то они становятся и более уверенными в себе как в родителях.

В процессе взаимодействия важная роль принадлежит не только взрослым, но и самому ребенку, который вносит свой специфический вклад в складывающиеся взаимоотношения в диаде. Таким образом, ребенок с психофизиологическими особенностями развивается в специфической социальной ситуации развития. В нашем обществе родители возлагают на будущего ребенка много надежд. Они видят в своем ребенке физическое и духовное продолжение или продление самих себя.

Способность дать жизнь здоровому ребенку важна для нашего чувства собственного достоинства. Зачастую родители смотрят на ребенка как на воплощение своих собственных достоинств. Ребенок своими достижениями может косвенно доставлять своим родителям наслаждение и радость. У большинства родителей есть мечты о будущем своих детей, иногда они ожидают, что дети осуществят их собственные надежды. Через детей они могут получить такой жизненный опыт, приобрести который у них самих не было возможности или способности. Родители видят себя в том будущем, в котором им самим жить не придется, но их ребенок поведет род, фамилию и традиции дальше.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Экономические и социальные проблемы развития пенсионной системы России
Анализ динамики соотношения занятого трудоспособного населения и пенсио­неров нашей страны за рассматриваемый временной период выявляет ряд харак­терных тенденций. Статистические данные показывают, что численность заня­тых за период с 19 ...

Выводы и рекомендации
Включение России в мировые процессы, интеграция в экономическое, политическое и социально-информационное пространство индустриально развитых стран сопровождается научно-техническими, экономическими, социальными и культурными изменениями, ...

Межличностная идентификация (онтогенез и бытие).
В онтогенезе личности овладение идентификацией как способностью приписывать свои особенности, склонности и чувства другим (экстрариоризационная идентификация), как способностью приписывать себе особенности, склонности и чувства других, а ...