Социология малых групп

Информация » Социология малых групп

Социология малых групп - область социологии, изучающая малые соц. группы и контактные коллективы. Предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп на разных историч. этапах обществ. развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой (коллективной) деятельности. Развитию этой области социологии способствовали теории Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Г. Тарда, Л. Гумпловича, Ф. Тенниса и др., признавших самостоятельную роль обществ. групп во взаимоотношениях об-ва и личности. Вместе с тем существенную роль в становлении С.м.г. сыграло создание методов и техники эмпирического изучения групповых процессов. Последнее стимулировалось насущной необходимостью научного анализа актуальных соц. проблем: повышения производительности труда, укрепления семьи и воспитания детей, ликвидации межличностных конфликтов, борьбы с преступностью и др. Первые работы в изучении малых групп были проведены психиатрами (В. М. Бехтерев и Я. Дж. Морено), педагогами (А. С. Макаренко, А. С. Залужный), психологами (Э. Мэйо, К. Левин) и др. Эти исследования не только сделали существенный вклад в развитие научного познания малых групп, но и способствовали улучшению и повышению эффективности соц. практики. Легкость и доступность экспериментов с малыми группами в естественных и лабораторных условиях стимулировали развитие С.м.г., расцвет которой в западной социологии приходится на 40-е и особенно 60-е гг. У С.м.г. появился синоним - "микросоциология", на которую приходилась основная доля эмпирических исследований. За полувековую историю исследований малых групп сложились три главных направления микросоциологии: социометрия, групповая динамика и бихевиористское направление. В отечественной социологии изучение малых групп преследует двоякую цель: получение теоретические знания о сущности малых групп как специфичность соц. явления и выработки практичность рекомендаций по управлению групповыми процессами

Целью работы является определение понятия и основных особенностей коллектива и малых групп, роль социально-психологического климата в нем, а также рассмотрение таких составляющих коллектива, как конфликты, формальное и неформальное лидерство и групповые нормы и ценности.


Статьи по теме:

Эмпирический
Социальное положение и уровень жизни населения России. 2005: Стат. сб. / Росстат. -М., 2005 [1]. Это основной эмпирический источник, откуда, в конце-концов и были взяты данные для статистического анализа различий между регионами. Если зак ...

Использование методологии теории мотивации для изучения занятости населения
Структура человеческой мотивации Мотивация – одна из важнейших и стержневых проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей. Менеджеру, решающему многообразные мотивационные задачи в организации прихо ...

Демассификация
Постиндустриальное возвышение индивидуальности - оборотная сторона демассификации. Она приобретает различные формы и заявляет о себе во всех областях человеческой деятельности. В средствах массовой коммуникации она проявляется в росте чис ...