Сущность и отличительные признаки управления социальными процессами

Информация » Особенности моделирования социальных процессов » Сущность и отличительные признаки управления социальными процессами

Социальная деятельность осуществляется при помощи исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений человека с другими людьми. Она может осуществляться в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества. Любую деятельность можно рассматривать состоящей из четырех взаимосвязанных подсистем:

объективно-предпосылочная (потребности и интересы);

субъективно-регулятивная (диспозиция);

исполнительская (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели);

объективно-результативная (результаты деятельности).

Социальные процессы достаточно многообразны. Они связаны с социальными отношениями между индивидами и социальными группами как носителями различных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества, т.е. связаны с определенными видами общественных структур и соответствующих им общественных отношений. При этом под общественными отношениями понимается совокупность всех видов отношений данного общества. Люди, функционирующие в той или иной структуре, осуществляют свои функции, взаимодействуя друг с другом[2].

Управление социальными процессами - одно из наиболее сложных. Это связано с тем, что каждый вид общественных отношений играет определенную роль в общей системе. Общество, являясь социентальной системой; обладает свойством самовоспроизводства, что осуществляется через ряд необходимых, дифференцированных функций. Эти функции - прежде всего следствие разделения общественного труда, но, дополняя друг друга и взаимодействуя, они придают обществу характер особого социального организма.

Дифференциация общественных функций сопровождалась возникновением различных безличностных структур (экономических, социальных, политических и других институтов). Функции, связанные с обеспечением функционирования этих структур, выполняют люди, обладающие профессиональными знаниями и другими необходимыми качествами. Каждая из структур социентальной системы придает ей в процессе ее отношений с другими структурами новое (системное) качество. При этом социентальная система постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование, т.е. субъектов социальных отношений. Это одна сторона функционирования социентальной системы.

Другая сторона отражает процесс поведения социентальной системы. Например, субъекты социальных отношений могут выполнять несвойственные им функции (административно-приказные методы регулирования экономической жизни со стороны политической системы). Может быть также некомпетентность личностных элементов данной структуры. В результате нарушается баланс в функционировании структурных и личностных элементов системы, поведение становится дисфункциональным и это может привести к социальной напряженности.

Все вышеизложенное предопределяет особенности управления социальными процессами.


Статьи по теме:

Теоретическое обоснование методологий демографического прогнозирования. Понятие и сущность демографических процессов
Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причи ...

Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов
Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов: Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенно ...

Опытно-экспериментальное изучение формирования правовой культуры у воспитанников, оставшихся без попечения родителей. Изучение опыта работы в Центрах помощи детям по формированию правовой культуры
Внедрение передового опыта организации работы по вопросам повышения правовой культуры воспитанников является важнейшей составляющей по повышению правовой культуры, в том числе и правовому обучению. О.В. Заяц в своем труде «Опыт организац ...