Особенности социальной работы в системе образованияСтраница 1
Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.
Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог.
Социальный же работник в основном оказывает помощь людям уже самоопределившимися в жизни. Его главная цель — улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. И социальный педагог, и социальный работник в системе образования способствуют более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции, тем более что к настоящему времени сложились необходимые условия для интеграции целей и задач образования и социальной работы. Активизация социальных работников в данной сфере знаменует координацию усилий обоих социальных институтов, направленных на решение проблем человека, и может рассматриваться как одно из условий достижения социального благополучия.
Знание законов Российской Федерации о развитии образования помогает социальному работнику успешно исполнять свои функции. Так, в Законе "Об образовании" (1992 г.) и Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (новая редакция Закона от 13 января 1996 г.) в разделе 2 "Право на образование" (ст. 5 "Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования") записано:
" .государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые ." (п. 3);
" .В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом ." (п. 5);
" .Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством представления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок представления таких стипендий устанавливаются правительством РФ ." (п. 6).
Необходимая социальная помощь может быть оказана на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1—9 кл.); среднего (полного) общего образования (10—11 кл.); начального профессионального образования; высшего профессионального образования; при послевузовском продлении профессионального образования.
Статьи по теме:
Плотность населения и система расселения России
Россия – страна с очень низкой плотностью населения, которая составляет 8,7 чел./км2. На обширных территориях севера страны, в Сибири и на Дальнем Востоке (около 60% площади России) плотность населения не превышает 3 чел./км2. Эти террито ...
Проблемы становления и жизненные пути студентов. Обретение
занятия и статуса, и самоопределение социальных позиций
Выбор занятия — одно из главных решений в жизни человека. Оно неразрывно связано с обретением социального статуса. Это как бы двуединая задача. Человек может не только выбирать из громадного спектра существующих профессий свою, но он може ...
Распад брака - причина беспризорности и безнадзорности
Одной из основных причин детского бедствия является разводы родителей. Когда распадается семья, «цветы жизни» оказываются в зоне риска. Почему люди сходятся? Говорят: любят, не могут друг без друга. Понятно. Пожили – разбежались: любовь п ...