Понятие нормы
Страница 3

Другой известный психолог Э. Фромм пишет, что психически здоровый индивид продуктивен и не отчуждаем; со своими эмоциями он ощущает связь с окружающим миром, со своим интеллектом он постигает объективную реальность; он осознает свою собственную неповторимую личность и чувствует свою связь с ближними.

Следует отметить общность взглядов большинства авторов по вопросу о том, какие свойства личности могут быть отнесены к кругу нормальных. Г. Олпорт, проанализировав описания многих психологов, представил их в виде следующего перечня:

1. интерес к внешнему миру, расширение связей «Я» с внешним миром;

2. самообъективизация, привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию, способность юмористически окрашивать действительность;

3. наличие «жизненной философии», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам;

4. способность к установлению теплых, душевных контактов с окружением;

5. владение адекватными навыками, способностями и восприятиями, необходимыми при решении практических проблем повседневной жизни;

6. любовь и уважение ко всему живому.

Г. Олпорт выделяет ряд психологических механизмов (сказать точнее - описательных характеристик), которые свойственны нормальной личности. Это следующие так называемые анаболические механизмы:

1. активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее;

2. доступность опыта сознанию (то есть способность видеть события собственной жизни такими каковы они есть, не прибегая к «психологической защите»);

3. самопознание с присутствием юмора;

4. способность к абстракции;

5. постоянный процесс индивидуализации - развитие и усложнение внутренней личности, не приводящий, однако, к аутизму;

6. функциональная автономность мотивов;

7. устойчивость к фрустрациям.

В противоположность анаболическим механизмам, обеспечивающим психическое здоровье, Г. Олпорт приводит список катаболических, патогенных механизмов (опять же, если сказать точнее, - свойств). Это:

1. пассивная позиция по отношению к действительности;

2. вытеснение;

3. другие способы защиты «Я» (рационализация, реактивные образования, проекции и замещения, всевозможные формы искажения истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию);

4. ограниченность мышления на конкретном уровне;

5 всевозможные формы «закоснения» развития.

По мнению Г. Олпорта, именно эти механизмы, качественно отличные от анаболических, характерны для различных случаев аномалий.

Затрагивая вопрос о том, насколько специфичен психологический процесс формирования аномалий личности, то есть насколько он отличается по своим внутренним механизмам от формирования нормальной личности, мы сразу сталкиваемся с острой методологической проблемой соотношения нормы и патологии, нормальных и патологических механизмов в развитии личности. Не касаясь здесь различных точек зрения и дискуссий по этому поводу, перейдем сразу к тому выводу, который вытекает из проведенного анализа.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Влияние приобретаемых в процессе обучения в ВУЗе качеств молодого специалиста
Концептуальная схема нашего исследования такова: образовательные возможности учреждения - социальная группа «студенчество» - рынок труда молодых специалистов. Исследовательский вопрос в нашем проекте: каким образом происходит взаимодейств ...

Школа административного управления Г. Саймона.
Первые труды лауреата Нобелевской премии, выдающегося американского ученого в области социальных, политических, экономических и математических наук, специалиста по проблемам организаций и управления Герберта Саймона (1916-2001) были посвя ...

Установление квоты для приема на работу инвалидов
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не ме ...