Понятие нормы
Страница 3

Другой известный психолог Э. Фромм пишет, что психически здоровый индивид продуктивен и не отчуждаем; со своими эмоциями он ощущает связь с окружающим миром, со своим интеллектом он постигает объективную реальность; он осознает свою собственную неповторимую личность и чувствует свою связь с ближними.

Следует отметить общность взглядов большинства авторов по вопросу о том, какие свойства личности могут быть отнесены к кругу нормальных. Г. Олпорт, проанализировав описания многих психологов, представил их в виде следующего перечня:

1. интерес к внешнему миру, расширение связей «Я» с внешним миром;

2. самообъективизация, привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию, способность юмористически окрашивать действительность;

3. наличие «жизненной философии», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам;

4. способность к установлению теплых, душевных контактов с окружением;

5. владение адекватными навыками, способностями и восприятиями, необходимыми при решении практических проблем повседневной жизни;

6. любовь и уважение ко всему живому.

Г. Олпорт выделяет ряд психологических механизмов (сказать точнее - описательных характеристик), которые свойственны нормальной личности. Это следующие так называемые анаболические механизмы:

1. активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее;

2. доступность опыта сознанию (то есть способность видеть события собственной жизни такими каковы они есть, не прибегая к «психологической защите»);

3. самопознание с присутствием юмора;

4. способность к абстракции;

5. постоянный процесс индивидуализации - развитие и усложнение внутренней личности, не приводящий, однако, к аутизму;

6. функциональная автономность мотивов;

7. устойчивость к фрустрациям.

В противоположность анаболическим механизмам, обеспечивающим психическое здоровье, Г. Олпорт приводит список катаболических, патогенных механизмов (опять же, если сказать точнее, - свойств). Это:

1. пассивная позиция по отношению к действительности;

2. вытеснение;

3. другие способы защиты «Я» (рационализация, реактивные образования, проекции и замещения, всевозможные формы искажения истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию);

4. ограниченность мышления на конкретном уровне;

5 всевозможные формы «закоснения» развития.

По мнению Г. Олпорта, именно эти механизмы, качественно отличные от анаболических, характерны для различных случаев аномалий.

Затрагивая вопрос о том, насколько специфичен психологический процесс формирования аномалий личности, то есть насколько он отличается по своим внутренним механизмам от формирования нормальной личности, мы сразу сталкиваемся с острой методологической проблемой соотношения нормы и патологии, нормальных и патологических механизмов в развитии личности. Не касаясь здесь различных точек зрения и дискуссий по этому поводу, перейдем сразу к тому выводу, который вытекает из проведенного анализа.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Проблемы исправительных воздействий современной пенитенциарной системы
Осмысление и оценка проблем современной пенитенциарной системы предполагает определение ориентиров и форм деятельности по их решению, в которой участвуют специалисты социальной работы. Анализ существующей пенитенциарной системы позволяет ...

Средний класс в России
С началом рыночных реформ в нашей стране начинает формироваться группа людей, которые по своим параметрам напоминали средний класс на Западе. Существенный удар по нарождающемуся среднему классу был нанесен кризисом 1998. Это событие практ ...

Профессиональное самоопределение в свете теории рационального выбора. Ценности, возможности и ограничения рационального выбора
Одной их модификаций теории обмена является возникшая в 80-х годах ХХ века теория рационального выбора. Это относительно формальный подход, в котором утверждается, что социальная жизнь в принципе может быть объяснена как результат «рацион ...