Сравнение медицинской и социальной модели
Страница 1

Медицинская и социальная модели инвалидности в сравнительном аспекте имеют принципиально различные подходы. Согласно медицинскому подходу, человек, имеющий физические или психические изъяны рассматривается как проблема, он должен приспособиться к окружающей среде. Для этого инвалид должен пройти процесс медицинской реабилитации. Инвалид это больной, которого необходимо лечить и без профессионалов он не сможет жить. Тем самым медицинский подход отделяет людей с ограниченными возможностями от других групп, не даёт возможности реализовать свой потенциал. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию инвалида, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими людьми.

Социальный подход рассматривает инвалида как полноценного члена общества имеющего такие же права, как и все. Проблема заключается не в инвалиде, а в обществе, т. е рассматривает барьеры в обществе, не позволяющие человеку на равных участвовать в его жизни, как основную причину, которая делает человека инвалидом. Основной акцент делает не на лечении инвалида, а на удовлетворении потребностей инвалида, признание его равноправным членом общества. Социальный подход не изолирует инвалида, а стимулирует его на самореализацию, признавая его права.

Под воздействием таких гуманных установок будет изменяться не только человек, но и все общество.

Медицинская модель

Социальная модель

Ребенок несовершенен

Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть

Диагноз

Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением

Навешивание ярлыков

Определение барьеров и решение проблем

Нарушение становится центром внимания

Проведение мероприятий, нацеленных на результат

Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений

Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов

Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг

Подготовка и обучение родителей и специалистов

Ординарные потребности откладываются

«Выращивание» отношений между людьми

Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе – сегрегация

Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка

Общество остается неизменным

Сообщество развивается

В соответствии с медицинской моделью, неспособность инвалида быть полноправным членом общества рассматривается как прямой результат наличия у этого человека дефекта.

Когда люди думают об инвалидах в таком (индивидуальном) ключе, решение всех проблем инвалидности представляется в том, чтобы сконцентрировать свои усилия на компенсации инвалидам за то, что "не так" с их организмом. Для этого им устанавливаются специальные социальные льготы, специальные пособия, предоставляются специальные услуги.

Положительные аспекты медицинской модели:

Именно этой модели человечество обязано научными открытиями, направленными на разработку методов диагностики многих патологических состояний, ведущих к инвалидности, а также методов профилактики и медицинской коррекции, которые позволяют нивелировать действие первичного дефекта и способствовать снижению степени инвалидности.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Основные проблемы рабочего движения
1. Неготовность заводских профсоюзов брать на себя власть по принятию тех или иных экономических решений на своем предприятии; 2. Низкий уровень социально-экономической и юридической образованности профсоюзных активистов. Сегодня существ ...

Неосязаемые ценности
Если стоимость компании Второй Волны могла быть оценена с точки зрения материальных активов, таких, как здания, машины, акции, запасы, то стоимость фирмы Третьей Волны все больше и больше заключается в ее возможности приобретать, создават ...

Эмпирическая социология США первой половины XX века
Эмпирическое направление, возникшее в рамках западной социологии в XX в., явилось в известном смысле противопоставлением теоретическим построениям классической социологии XIX в. Становление эмпирической школы было связано с попытками пре ...