История развития социальной и медицинской модели
Страница 2

Существенным толчком в развитии "социальной моделью инвалидности" явилось эссе "Критическое условие", которое было написано британским инвалидом Полом Хантом и было опубликовано в 1966 году. Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как "несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные". Анализ, сделанный Хантом, показал, что люди с дефектами воспринимались как:

"несчастные" – потому что они не могут пользоваться материальными и социальными выгодами современного общества;

"бесполезные" – потому что они рассматриваются как люди, которые не способны вносить вклад в экономическое благосостояние общества;

члены "угнетенного меньшинства" – потому что, как чернокожие и гомосексуалисты, они воспринимаются как "отклоняющиеся от нормы" и "не похожие на других".

Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с "предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении". Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе. Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием "Союз людей с физическими дефектами против изоляции" развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно:

"Инвалидность – это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества".

Тот факт, что определение UPIAS имело отношение лишь к людям, имеющим только физические дефекты, вызвал тогда множество нареканий и претензий к подобному представлению проблемы. Хотя UPIAS можно было понять, эта организация действовала в рамках своей компетенции: по определению членство UPIAS составляли люди только с физическими дефектами, поэтому UPIAS могла делать заявления от имени только этой группы инвалидов.

Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества.

Лишь в 1983 году ученый инвалид Майк Оливер дал определение как "социальной модели инвалидности" идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS. Социальная модель расширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн, Майк Оливер и Колин Барнс, из США такими, как Гербен ДиДжонг, а также другими учеными. Значительный вклад в доработку идеи, дабы включить в новую модель всех инвалидов, независимо от типа их дефектов, был внесен организацией "Дисейблд Пиплз Интернейшинал"[5,стр.8].

Социальная модель была разработана в качестве попытки представить парадигму, которая будет альтернативой доминирующему медицинскому восприятию инвалидности. Смысловым центром нового взгляда стали рассмотрение проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребностям. Согласно социальной модели, инвалидность является социальной проблемой. При этом ограниченные возможности – это не «часть человека», не его вина. Человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности возможностей вызвано у него не самим недугом, а наличием физических, юридических, отношенческих барьеров, созданных обществом. Согласно социальной модели, человек с инвалидностью должен быть равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом человек с инвалидностью должен иметь возможности интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей».

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Заключение.
В данной работе были рассмотрены вопросы, освещающие такую немаловажную тему, как проблемы детей группы риска и возможный путь решения этих проблем. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующее. Дети группы риска представл ...

Идейные истоки учения Конта
Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение как основу этой науки, а человека – как животное политическое. Взгляды Конта на вклад различных мыслителей в созда ...

Анализ этносоциальных и этнополитических процессов в Новосибирской области
В Новосибирской области действуют 48 этнонациональных объединений и культурных центров. Наиболее крупные из них – немецкий, украинский, татарский – в начале 90-х годов были созданы при управлении культуры Администрации области и имеют ста ...